Posted 25 мая 2017, 15:41

Published 25 мая 2017, 15:41

Modified 11 сентября 2022, 18:21

Updated 11 сентября 2022, 18:21

«Неудаща» под вопросом: анонимным каналам может прийти конец

25 мая 2017, 15:41
В течение нескольких месяцев в Татарстане набрали популярность анонимные каналы в Telegram, критикующие местную власть. После предложения депутатов Госдумы рассекретить мессенджеры существование каналов оказалось под вопросом.

В среду представители фракций «Единой России», «Справедливой России» и КПРФ внесли в Государственную думу законопроект об обязательном прохождении идентификации в сервисах мгновенных сообщений. Это означает, что скоро с анонимностью в мессенджерах, вероятно, будет покончено. Депутаты настаивают на том, чтобы реальную личность пользователей мессенджеров можно было установить по номеру телефона, а также хотят обязать мессенджеры рассылать сообщения по инициативе органов власти.

Незадолго до внесения этого законопроекта в парламент СМИ обсуждали возможную блокировку в России сервиса Telegram — он отказался по требованию Роскомнадзора войти в реестр организаторов распространения информации. За это ранее был закрыт доступ к сервисам BlackBerry Messenger, Vchat и Line. 24 мая министр связи РФ Николай Никифоров сказал, впрочем, что блокировать Telegram не планируют. «Хотел бы официально заявить, что у российских властей нет целей блокировки интернет ресурсов, нет списков тех или иных сервисов, которые такой блокировке могут подвергнуться», — сообщил он.

Желание государства рассекретить авторов сообщений в мессенджерах в целом понятно: неизвестная угроза гораздо хуже осязаемой. С недавних пор эта проблема перестала быть проблемой исключительно федеральных властей.

Татарстанское медиасообщество уже несколько месяцев спорит о том, кто стоит за несколькими Telegram-каналами — «Неудаща», «Аппаратная» (а также «Шалтай-Бабай» и некоторыми другими). Все они появились примерно в одно и то же время и быстро набрали популярность; так же одновременно, отмечают наблюдатели, меняется активность каналов.

Все перечисленные каналы рассказывают про Татарстан, все занимают жесткую позицию по отношению к местным властям и позиционируются как поставщики инсайдов (что и привлекло к ним внимание). Последнее уже позволило им стать альтернативой традиционным СМИ для определенной аудитории.

Каналы обсуждают слухи о местных элитах, критикуют чиновников и в целом внутреннюю политику руководства республики. Больше всего читателей среди них у «Неудащи»: на момент публикации этого материала — 1,5 тысячи. В «Неудаще», к примеру, можно встретить предсказания о скором переподписании договора между Татарстаном и Москвой, комментарии создателей канала по поводу назначения Рустама Нигматуллина вице-премьером РТ и прогнозы (конечно, негативные) о будущем региональных банков.

У «Аппаратной» подписчиков меньше — чуть менее 250. Концепция канала несколько отличается от «Неудащи»: там делают упор на «слив» информации — или то, что за него выдается. Вот типичный пример поста в «Аппаратной»: «Относительно недавно Дамир Фаттахов (первый замруководителя исполкома Казани — Inkazan) получил предложение возглавить исполком Набережных Челнов. Но вежливо отказался (в скобках заметим — по настоянию Ильсура Раисовича). Интересный мог быть сейчас расклад, если бы Дамир Ильдусович принял предложение республики. Все-таки шансы у Магдеева (Наиль Магдеев, мэр Челнов — Inkazan) неплохие».

В местном медийном сообществе высказывались разные предположения о том, кто ведет Telegram-каналы. Кто-то считает, что это сторонний проект татарстанских журналистов, другие говорят, что «утечки» исходят от кого-то из местных чиновников, третьи полагают, что авторы каналов живут за пределами Татарстана.

Пока понятно только одно — что ведет каналы далеко не дурак, человек, хорошо осведомленный о ситуации внутри республики и о принципах работы медиа, говорит журналист Шамиль Валеев. Скорее всего, считает он, таким образом одна группа влияния борется с другой.

Завкафедрой конфликтологии КФУ Андрей Большаков отмечает, что появление каналов происходило, во-первых, на фоне разразившегося банковского кризиса, а во-вторых, — в преддверии выборов 2018 года.

Каналы, появившиеся этой весной и набравшие большое число подписчиков, явно не преследуют цели финансовой монетизации, их единственная цель — прямой доступ к сознанию медиасообщества и политических элит, рассуждает Валеев. Авторы каналов стремятся под соусом загадочности навязать собственную повестку.

Известно, что за каналами внимательно следит политическая элита Татарстана — «Неудащу» и «Аппаратную» читают внутри аппарата главы РТ, министерств и муниципальных администраций. По словам источников Inkazan, властям не удалось установить авторов каналов. Пресс-секретарь главы РТ Эдуард Хайруллин сказал, что лично он в силу должностных обязанностей следит за каналами. «Про остальных не знаю», — добавил он. «Чем дольше я их читаю, тем больше понимаю, что никакого инсайда там нет, просто слухи и домыслы, не имеющие отношения к действительности», — заявил Хайруллин.

Скорее всего, реакция Казанского Кремля на анонимную критику сводится сейчас к попытке понять, кто ее распространяет. Если это станет известно, сделать выводы будет несложно, говорит Валеев.

Валеев отмечает: для самих каналов сейчас очень важно, чтобы все, о чем они рассказывают, подтверждалось. Если они ошибутся один или два раза, люди станут от них отписываться. Но еще более важно, продолжает он, сохранить анонимность. Как только аудитория подобных проектов узнает, что это «партийная пресса» и кто за ней стоит, интерес сразу же потеряется.

Подпишитесь