Posted 25 июня 2012,, 05:50

Published 25 июня 2012,, 05:50

Modified 12 сентября 2022,, 06:26

Updated 12 сентября 2022,, 06:26

Ленинская дамба — последний день из жизни главного «моста» Казани

25 июня 2012, 05:50
Ожидается, что завтра начнет функционировать дорога-дублер, и исторический мост потеряет свое стратегическое значение, а уже через пять дней строители приступят к демонтажу исчерпавших свой ресурс бетонных конструкций.

Корреспонденты InKazan запечатлели последние сутки функционирования основной автомобильной артерии города.

С мостом на Ленинской дамбе связаны судьбы сотен тысяч казанцев. Кто не ездил по этим местам на звенящем трамвае, не стоял тут в душных пробках или не любовался вечерним видом Кремля?

Долгое время песчаная насыпь около дамбы служила местом пляжного отдыха и пристанищем для многочисленных моряков.

Справка

Кремлевская дамба (изначально — Кизическая дамба, позже Ленинская дамба) — инженерно-транспортное сооружение, соединяющее левый и правый берега реки Казанки в черте города Казани. В состав дамбы входит собственно дамба, по которой проложена проезжая часть улицы Декабристов, и Кремлёвский мост через реку Казанка.

Кизическая и Козья слободы долгие годы связывались с городом посредством плавучего моста, перекинутого через русло реки Казанка. Однако неурожай начала 1890-х годов вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань. Для помощи голодающим были организованы так называемые «общественные работы». В число таких работ вошло строительство Кизической (названной по монастырю в Кизической слободе Казани) дамбы, которая позже также именовалась Хижицкой. При этом царское правительство выделило для строительства 43 тысячи рублей, недостающие 10 тысяч рублей ассигновал город. Только при строительстве дамбы город получил постоянный мост через Казанку под Кремлем.

В советское время дамба стала именоваться Ленинской. До середины 1950-х годов левый и правый берега Казанки в районе Ленинской дамбы соединял деревянный мост.

В 1950-х — 1960-х годах в связи с возникновением Куйбышевского водохранилища, обусловленного строительством Жигулевской ГЭС, русло реки Казанка в черте города существенно изменилось, что потребовало строительства более современных инженерных защитных сооружений. Таким образом в указанные годы Ленинская дамба получила свой современный вид, а деревянный мост был заменен на железо-бетонный с капитальными опорами.

Остатки старой дамбы, построенной в конце XIX века, до сих пор можно лицезреть чуть левее от проезжей части. В настоящий момент на ней расположены сооружения МУП «Казметрострой». В постсоветский период дамба официально стала называться Кремлёвской.

Ленинская дамба в настоящий момент находится в предаварийном состоянии. Мост через Казанку с 1950-х годов неоднократно шел трещинами и частично обрушался (мелкими элементами), но восстанавливался. В начале 2000-х годов дамба была частично реконструирована, в результате чего проезжая часть, ведущая в Московский район Казани, была расширена с двух до трех полос.Трамвайная линия на дамбе была демонтирована в 2010 году, что позволило увеличить количество полос для движения транспорта в обоих направлениях. До этого в часы пик большое количество автомобилистов, грубо нарушая правила дорожного движения и создавая аварийные ситуации вплоть до ДТП со смертельными исходами, ездило даже по встречным трамвайным путям.

[mceAuthor] Фотографии: Ринат Назметдинов[/mceAuthor]

"