Posted 25 сентября 2020,, 05:02

Published 25 сентября 2020,, 05:02

Modified 18 сентября 2022,, 10:50

Updated 18 сентября 2022,, 10:50

Не пение птиц, а шум китайских фур: почему М-12 становится проблемой для Татарстана

25 сентября 2020, 05:02
Татарстан становится болевой точкой на маршруте платной трассы М-12. Жители поселков Лаишевского района не готовы променять леса и озера на шум и выхлопы от «пролетающих» автомобилей. Есть ли варианты решения проблемы — в материале Inkazan.

Глава Татарстана Рустам Минниханов назвал платную трассу М-12 стратегическим объектом. Дорога «Москва — Казань» — один из участков международного автобана »Европа — Западный Китай». Четырехполосная трасса с разрешенной скоростью передвижения 150 км/ч протянется по Татарстану на 142 км. Ее строительство обойдется в 162 млрд рублей. Его собираются начать в конце этого года. М-12 добавили в федеральный перечень автодорог.

Первые споры вокруг проекта трассы возникли во Владимирской области: предложенные варианты не устраивали местных жителей. После митингов местный губернатор Владимир Сипягин заявил, что новый вариант «выверен до метра» — все замечания граждан учли. Теперь «болевой точкой» становится Татарстан. Изначально дорогу хотели проложить по полям в 1,5 км от деревни Кзыл-Байрак. Это устраивало большинство жителей, но вызвало опасения экологов.

Согласно этому варианту, новый мост через Волгу планировали построить в самом узком месте реки — у Голубого залива, излюбленного места отдыха татарстанцев. Но планы изменились: трассу решили пустить через поселки, затрагивая минимум 10 населенных пунктов — Тарлаши, Орел, Тургай, Гребени, Светлый, несколько садовых некоммерческих товариществ (СНТ). Это не устроило жителей Лаишевского района, которые сформировали инициативную группу.

Она направила петиции с просьбой отклонить последний вариант трассировки в адрес президента России Владимира Путина и главы Татарстана Рустама Минниханова, руководства ГК «Автодор». Сотни местных жителей провели флешмоб, выложив своими телами слово «стоп». Но пока маршрут дороги не сдвинулся ни на метр, а протестующие получили первые штрафы за проведение акции.

В минтрансе Татарстана заявляли, что новая трассировка лучше прежней. Во-первых, она совпадает с маршрутом южного обхода Казани, а значит, трассу будет удобнее связать с городом. Во-вторых, в новом месте якобы более удобный для строительства рельеф — несмотря на это, стоимость строительства по новой трассировке выросла на 24 млрд рублей.

Inkazan направил дополнительный запрос в минтранс республики, чтобы узнать позицию ведомства по данному вопросу. На момент публикации материала ответ не поступил. Активистам в министерстве заявляли, что «объект включен в схему территориального планирования Российской Федерации», поэтому запрос перенаправлен в ГК «Автодор». Там на запрос Inkazan также не ответили.

Активист Дмитрий Дементьев заявил Inkazan, что «дороги должны быть, и бизнес должен развиваться», однако не за счет удара по экологии и здоровью людей. Член инициативной группы сообщил, что ради строительства трассы в Лаишевском районе вырубят 128 га леса. Активистка Анна Закирова заявила, что люди покупали дома, чтобы жить в лесу, теперь предстоит слушать «не пение птиц, а шум китайских фур».

Министр лесного хозяйства Татарстана Равиль Кузюров заявил, что ежегодно в республике строится много линейных объектов, «не обходится без рубок» — для этого заключаются договоры, предусматривающие компенсационную высадку. Территория для нее определяется муниципальными властями. Впрочем, проблема актуальна и для Казани, «легкими» которой называют Лаишевский район.

Несмотря на то, что новый проект трассы не предусматривает сноса домов, он грозит в прямом смысле разделить сельчан. «Я живу в деревне Орел, и эта дорога разделит ее на две части таким образом, что, например, больница и школа останутся на другой части трассы. То есть если сейчас есть возможность через лес пешком сходить, то когда построят дорогу, такой возможности не будет», — заявила Закирова.

В среднем расстояние между домами и трассой составит 130 метров. По словам Дементьева, людям сообщили: на начальной стадии эксплуатации по трассе будут проезжать 25 тысяч автомобилей в сутки. Для сравнения, по М-4 ежедневно проходит до 110 тысяч машин. Люди опасаются, что дорога обесценит их дома — продать постройки рядом с оживленной дорогой не получится.

Активисты предложили семь альтернативных вариантов трассировки, проработанных со специалистами «Казгражданпроекта». К примеру, два из них предполагают, что трасса пройдет южнее, и не затронет ни одного населенного пункта как Лаишевского, так и Верхнеуслонского районов. При этом вариант все же заденет леса, но вырубить придется в два раза меньше деревьев, чем в планах проектировщиков.

Рабочая группа активистов уже несколько раз встретилась и представляла свои проекты главе района и представителям проектирующей организации, но власти их предложения отклонили.

«Государство — это в первую очередь люди, а не чиновники. Мы хотим, чтобы нас услышали, хотим диалог, чтобы найти компромисс. Чтобы руководители ведомств научились чувствовать те проблемы, которые мы чувствуем, и научились думать о них, а не о группе олигархов, которые хотят заработать эти деньги», — сказал Дементьев.

Закирова заявила, что люди обращались во все инстанции, но получали отписки. Дойдет ли их послание до президента страны, который счел строительство М-12 полезным, неизвестно. Окончательный вариант трассировки должны утвердить 1 ноября. Но подрядчик — «дочка» «Мостотреста» миллиардера Аркадия Ротенберга — уже выбран. Скорее всего, в проект можно лишь косметические изменения.

"