Posted 25 октября 2013, 09:42

Published 25 октября 2013, 09:42

Modified 11 сентября 2022, 08:44

Updated 11 сентября 2022, 08:44

Современные здания Казани: украшают или уродуют наш город?

25 октября 2013, 09:42
Казань — город контрастов. Наравне с тем, что внедряют в жизнь программы по сохранению исторических зданий, динамично развивающаяся Казань все больше теряет свою архитектурную осмысленность: единая городская среда разбивается буйной фантазией архитекторов. Мы решили привести несколько примеров зданий, которые на наш...

Центр семьи «Казан» a.k.a Чаша

Центр семьи «Казан» – построен за 1,5 года на средства республиканского бюджета по проекту художника и скульптора Даши Намдакова. По задумке Даши Намдакова, гигантский казан должен был стать знаковым объектом столицы Татарстана, отражающим специфику города, и «будет служить напоминанием жителям и гостям столицы РТ о богатых исторических традициях, национальном своеобразии региона и отражать культурную идентичность города». Новый ЗАГС казанцы восприняли неоднозначно. Споры, по-поводу может ли «чаша» стать «символом обновленной Казани» (так позиционирует это заведение И.Метшин), не утихают и по сей день.

Мнение стороннего архитектора: «Сложно говорить об архитектурном стиле этого здания. Сразу обращаешь внимание на все орнаменты экстерьера, такие как: зиланты в разных динамичных образах (символ нашего города), узоры, также в разных вариациях, весьма напоминающие азиатскую архитектуру… И лепестки, совершенно не связанные по смыслу с другими элементами даже в цветовом понимании. Непонятно, как архитектор собирал все эти детали, и хотел привести все к единому целому. Наверное, благодаря этому объекту можно ввести в архитектуре новый термин — «казанский стиль», не иначе».

Мнение одного из наших читателей:«Такое ощущение, что этот «котел» строили американцы — очень поверхностный взгляд на культуру и традиции. Нельзя так топорно и примитивно относиться к архитектуре, лепить бесконечных зилантов на фасадах! Это не дворец бракосочетаний, а сувенирная лавочка!»

Театр кукол «Экият»

Уж чего не отнять у наших татарстанских градостроителей, так это тяги к китчу. С одной стороны, сама идея построить для детишек замок — вполне себе разумна. С другой стороны, нужно же понимать какие эстетические ценности закладываются в светлые детские головы, когда «замок» представляет собой экстравагантное здание, с кричащими безвкусными элементами экстерьера.

Какие благие намерения были у архитекторов, спроектировавших это здание, можно прочитать на сайте Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани: «Согласно проекту, образ нового здания решен в виде «сказочного замка» с декоративным архитектурным белокаменным оформлением из башенок, витых колонн, декоративных тяг и других архитектурных деталей, характерных для зданий нашего города (дом Кекина, дом Шамиля Усманова и т.д.). Оформление фасадов насыщено яркими цветными скульптурными композициями из народных сказок. Выступающая сценическая коробка задумана в виде стеклянного дворца, который, как сказочный, мираж проявляется на фоне неба».

Если архитекторы, проектировавшие или принимавшие проект «сказочного замка» на полном серьезе сравнивают «Экият» с прекрасным эклетичным Домом Кекина, если модерн в готическом стиле, присущий Дому Кекина для них перекликается с «белокаменным оформлением из башенок» нового театра кукол, то о каких адекватных архитектурно-градостроительных приемах и методах в Казани может идти речь?

Для разнообразия процитируем мнение казанского дизайнера Артёма Локи о новом театре кукол, опубликованное в его блоге: «Деревенские нувориши продолжают методично уничтожать старый облик города. Теперь вот появился новый лубочный дворец в лучших традициях «таджикского барокко». Этот шедевр перехватил пальму первенства на самый безумный китч у Дворца Земледельцев, а это было практически невозможно. Творческая импотенция местных архитекторов и азиатский вкус нашего руководства родило вот это «сооружение», которое даже во второсортной игре про лесных эльфов выглядело бы как неудачная шутка 3D моделлера. Свадебные фотографы должны быть довольны».

Лучше и не скажешь.

И раз зашла речь о Дворце Земледельцев…

Огромное монументальное здание по соседству с Кремлем претендует (согласно Википедии) быть «одной из наиболее известных современных достопримечательностей города». Эту роскошь нашему городу «подарила» компания «Антика». Слоган «Антики» «Сочетание великолепия классики и современных стандартов» легко и изящно воплощен во Дворце Земледельцев.

По словам архитекторов, проектировавших Дворец, «идея здания Министерства заключалась в том, чтобы гармонично увязать его с комплексом Казанского Кремля и соседними зданиями. Казанский Кремль — историческая жемчужина г. Казани. Рядом с ним, на наш взгляд, лучше всего сочетается архитектура в стиле минувших эпох. Поэтому было принято решение запроектировать здание в стиле классицизма, в духе Бель Эпок, преобладающем во второй половине ХIХ века — золотого века архитектуры. Для того, чтобы здание не конкурировало с Казанским Кремлем в панораме города, пришлось ограничиться этажностью в четыре уровня и расположить его в длину».

Остается загадкой, почему архитекторы «Антики» и те чиновники, которые принимали проект Дворца для министров, решили, что рядом с Кремлем, башни которого — яркий образец псковского и московского зодчества, лучше всего будет смотреться здание «в духе Бель Эпок» — стиль «прекрасной эпохи», он же стиль модерн, ар нуво и т.д. Кстати, то, что Дворец Земледельцев выполнен в духе Бель Эпок, тоже спорно.
Из интервью Артемия Троицкого радиостанции «Эхо Москвы»: «Более безвкусных, аляповатых, в тоже время масштабных новых зданий, чем в Казани я не видел. Там есть одно такое здание, что-то связанное с сельским хозяйством типа Дворец татарского сельского хозяйства или что-то еще. Это самое чудовищное здание в мире, я думаю. То есть, это что-то вроде такого, сильно мутировавшего павильона ВДНХ с диким количеством излишеств. Я бы сказал так: это такой, вот, кошмарный сон архитектора Антонио Гауди в сталинском застенке».

Вот так известные личности реагируют на наши «наиболее известные современные достопримечательности». А если заглянем на сайт «Антики», то увидим, сколько еще «бель эпок» эта компания собирается «гармонично увязать» с историческим центром Казани.

Пенсионный фонд РТ

Здание, строительство которого было приурочено к празднованию тысячелетия Казани, стало своеобразным подарком казанцам, напрочь разрушив историко-архитектурную композицию площади Тукая. Грандиозный 9-ти этажный полумесяц из стекла и бетона, вы не поверите, даже имеет идею: визуальный фальш-приём, как-будто в ранее имевшееся здание классического стиля была «врезана» стеклянная надстройка в стиле хай-тек. И не таких оригинальных архитектурных приемов можно ожидать от детищ компании ООО «ПСО «Казань» (кстати, театр кукол «Экият» построен этой же компанией).

Посмотрим, как «ПСО «Казань» интерпретирует данную постройку: «Современное здание Пенсионного Фонда органично вписалось в ансамбль самой старой площади столицы Татарстана, став прекрасным подарком архитекторов и строителей ПСО «Казань» к 1000-летию родного города… Архитектурная выразительность фасадов достигается за счет сложной объемно-пространственной композиции здания, пластичного решения центральной части комплекса здания и использованием в облицовке фасада современных материалов».

То есть, они действительно полагают, что здание, где часть из стекла и бетона напоминает гигантские трусы, органично вписалось в ансамбль самой старой площади Казани?

Самое страшное, что Пенсионный фонд планировал соорудить здание в полтора раза выше, однако, ввиду его вызывающего и подавлявшего бы все прочие здания площади, облика, городские власти на минутку прозрели и дали разрешение на проект только в нынешнем уменьшенном виде.

В тон Пенсионному фонду продолжает разрушать исторический архитектурный ансамбль площади, а на языке чиновников и архитекторов «органично вписываться», торговый центр «Кольцо».

Печальная история появления «Кольца» в нашем городе началась в 2002 году, когда действующий на тот момент Президент РТ Минтимер Шаймиев дал указание построить торговый центр европейского уровня к Тысячелетию Казани. Через год, в августе 2003, администрация города принимает роковое решение строить ТЦ на площади Тукая. Построить торговый центр именно на площади Тукая стало настолько приоритетной задачей, что администрация не щадит уже имеющиеся на этом месте «Музуровские номера», и здание Татпотребсоюза легким движением руки стирает их с лица земли. Генеральным проектировщиком «Кольца» выступал ЗАО «Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ», а архитекторами Радик Сафин и Максим Быков.

Как написано на официальном сайте комплекса, в задачу генерального проектировщика входило учитывать все социальные аспекты, в числе которых «формирование внешнего вида центра города». Далее мы читаем коротенькую историческую справку приправленную лицемерием: «Особое внимание было уделено архитектурно-художественному исполнению здания. Площадь, знакомая горожанам, как «Кольцо», была сформирована в 1768 году по генеральному плану губернского архитектора Василия Кафтырева. Сама форма площади – квадрат, развернутый под углом 45 градусов является памятником архитектуры, который пытались максимально сохранить с помощью линии фасада и благоустройства. Современное архитектурно-планировочное исполнение Торгового центра «Кольцо» придает историческому центру города особый, своеобразный облик. Уникальность архитектурного дизайна этого здания, прежде всего, связана с точным попаданием в окружающий контекст города и тем, что была сформирована новая, пока еще безымянная площадь, с памятником М. Вахитову, зданием пенсионного фонда и КГФЭИ. Благодаря этим действиям жители города получили большие пространства, а его центр облагородился».

Итак, теперь мы знаем, что значит «облагороженный центр» города по-казански. А теперь, разберемся, что значит «европейский уровень» (не забываем про задачу, поставленную М. Шаймиевым), выраженный в архитектуре. Складывается ощущение, что при проектировании ТЦ, архитекторы пытались угодить всем лицам, принимавшим проект, только этим можно объяснить подобную «эклектику»: греко-римская колоннада внизу, террасно-стеклянный хай-тек в середине и купольно-башенный византийский стиль вверху главного фасада, выходящего на улицу Пушкина, классицизм в фасаде, выходящем на улицу Петербургская, промышленная архитектура в фасаде, выходящем на Щербаковский переулок.

Даже главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева не смогла оценить все великолепие торгового центра и в 2011 году признала ТРК «Кольцо» неудачным архитектурным сооружением с точки зрения соответствия общему облику города. По её мнению, низкое качество архитектуры усугубляется тем фактом, что здание разрушило исторический дух центральной площади города.

«Каскадный» дом на пр.Ямашева

На фоне предыдущих монстров архитектуры, строящееся здание на перекрестке пр. Ямашева и ул. Мусина, по-детски безобидно. Но это — если сравнивать. Если же отойти от сравнений и рассматривать здание обособленно, то «каскадность» серых бетонных блоков, приправленная стеклянными фасадами ( после того, как освоили эту «фишку» с остеклением фасадов, строители, кажется, уже не в силах от нее отказаться, применяя везде и всюду).

Конечно, показанные в репортаже строения — это далеко не полный список зданий, которые, по нашему мнению,не красят Казань. Кажется, что те ответственные лица, кто дает разрешение на стройку того или иного проекта, не понимают, как именно фантазии архитектора будут выглядеть в общей картине города. Очевидно отсутствие так называемого ландшафтного мышления — понимания того, что невозможно вычленить объект (здание), отделить его от неразрывного целого — сложившейся архитектурной среды.

[mceAuthor]Фото: Марат Гаптрахманов[/mceAuthor]

Подпишитесь