Posted 25 декабря 2018, 15:28

Published 25 декабря 2018, 15:28

Modified 17 сентября 2022, 15:41

Updated 17 сентября 2022, 15:41

Силуанов и ВСМ «Москва — Казань»: как история показала необходимость железных дорог

25 декабря 2018, 15:28
Федеральные министры засомневались в эффективности высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани. Вслед за главой минэкономики РФ скептически о проекте высказался министр финансов. Однако история и современность показывают, что ВСМ — это не рядовое новшество, а стратегическая необходимость.

В стране появились планы по строительству первой ВСМ, но они в последнее время подвергаются активной критике. 12 декабря глава минэкономразвития РФ Максим Орешкин заявил, что инвестиции должны быть обоснованы эффектами, которые экономика может получить за пределами проекта. В результате вместо магистрали «Москва — Казань» предложили построить «Москва — Петербург». Откуда такие данные, насколько независимы были эксперты, как просчитывались будущие экономические выгоды, министр экономики не пояснил.

А сегодня скептически в отношении ВСМ высказался министр финансов РФ Антон Силуанов. Он уверен, что никакой экономики в этом проекте нет, инвестиции не отобьются. По словам министра, такие высокоскоростные магистрали делают там, где большое количество скоплений народа, где этот народ будет ездить и перемещаться.

История России показывает другое, пишет издание «Новые известия». Логика экономического развития такова, что вначале, вопреки словам Силуанова, появляется хорошая дорога, а уже потом возникают «скопления людей». Так, например, был построен Транссиб в конце 19 века.

Пользу железных дорог для России пришлось доказывать еще в 1835 году. Министр финансов при императоре Николае Егор Канкрин был их убеждённым противником. Проект считался затратным, тогда как казна России только-только была приведена в порядок. Кроме того, товары империи не требовали быстрой доставки, поскольку не скоропортящиеся вещи перевозились на лошадях. Большинство месторождений каменного угля еще не открыли, поэтому предполагалось истребление лесов для дров. Был риск и социальный: ямщики-профессионалы могли лишиться работы.

К мысли о необходимости массового строительства железной дороги пришли только после проигрыша в Крымской войне (одна из причин - плохая доставка боеприпасов и продовольствия на полуостров, куда еще не вели никакие железные дороги).

Высокоскоростные поезда — это не новинка 21 века. Первое регулярное движение по таким магистралям запустили в 1964 году в Японии, в 80-е — во Франции. Наличие в стране хотя бы проектируемой ВСМ является показателем ее стратегической активности на мировой политической и экономической арене. Мировой лидер по вводу магистралей — Китай — построил за последние треть века 26 800 км ВСМ. Замыкают семерку стан США со скромным показателем в 730 км. В самих Штатах многие эксперты по транспорту считают отставание по ВСМ национальным позором. Тем временем в России нет ни одного километра.

Строительство железных дорог - это наглядный пример противоборства сторонников и противников прогресса. Пока техноскептики утверждают, что проекты Илона Маска - не более чем мыльный пузырь, техномечтатели прочат вживленные чипы и межгалактические перелеты. Но правда где-то посередине. Не создадим современную транспортную систему - опоздаем, потратим деньги на неэффективный проект - значит нафантазировали.

В пресс-службе РЖД тоже высказались о значительном влиянии ж/д транспорта на научно-технологический прогресс. «Железная дорога с одной стороны подстраивается под нужды народного хозяйства, с другой - сама запускает процессы обновления, причем, в отраслях совершенно разных - строительстве, машиностроении, энергетике, логистике, телекоммуникациях. А некоторые из них на первый взгляд могут показаться и вовсе неожиданными - например, медицина или культура», — считают в компании.

Подпишитесь