Что вы знаете о Суконной слободе? Суконная слобода – излюбленное место проведения городских праздников,которое привлекает для прогулок как гостей города, так и самих казанцев. Однако еще сто лет назад «Суконка» была тем местом, в котором современный среднестатистический человек вряд ли захотел бы оказаться по своей воле. Пьянство, разбои, грабежи – все это было обыденностью для Суконной слободы. Однако именно эта безрадостная и угрюмая среда подарила России и всему миру великого оперного певца Федора Шаляпина. В очерках и воспоминаниях Федора Ивановича можно отыскать немало подробностей о жизни «Суконки» и ее традициях. Особое место среди них занимает неутолимая тяга житлей слободы к алкоголю и пьяному непотребству, о чем во всей красе рассказывает и сам Шаляпин. |
«Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить» Во второй половине XVI века в Казани возникла большая потребность в кирпиче. В Районе нынешней улицы Петербургской возникли кирпичные зоводы,а позднее образовалась Кирпичная слобода. В XVIIIвеке Политика Петра I, направленная на развитие экономики, военнного дела и судостроения в частности напрямую затронула и Казань. Наряду с появлением «цифирных» и «навигацких» школ, адмиралтейства и прочих нововведений усиленными темпами здесь стало развиваться промышленное производство. Согласно указу царя, в 1714 году в Казани была построена суконная мануфактура. Рабочие стали селиться около фабрики. Таким образом, после возниконовения Кирпичной появилась и Суконная слобода, в народе называемая «Суконка». Ориентиром места постройки сейчас может служить Дом офицеров или театр кукол «Экият» – именно недалеко отсюда возникло первое здание суконного производства. |
«Суконка в Казани была заселена ремесленниками, мастеровыми, извозчиками, прачками и ворами. Кража была в рабочих слободках обычным делом. Крали самовары, непросохшее бельё, снимали с окон стёкла, «рыбаки» выуживали из форточек удочками всё, вплоть до сумочек, баранок, колбас и сапог. Ребятишки на спор угоняли лошадей у самих конокрадов, а у городового – «селёдку» (форменную шашку). Здесь, в многочисленных ночлежных домах (государств в государстве), бесследно исчезали не только краденые вещи, но и сами ограбленные. Как-то из-за ветхости стали ломать один из флигелей вблизи Шамовской клиники и нашли в подвале… девять скелетов!» Именно на месте дома офицеров находился знаменитый Горловский кабак – об этом в одной из публикаций рассказывает прозаик Адель Хаиров, коренной житель «Суконки». О Кабаке рассказывает и Александр Сергеевич Пушкин, посещавший его для общения с очевидцами Пугачевского бунта. В этом, да и во многих других кабаках работники мануфактур упивались в день выдачи зарплаты – 20-го числа. |
«Одевался он в какой-то широкий черный халат без рукавов, крылатку, на голове носил разбойничью шляпу и был немногоречив. Но несмотря на все свое благородство, пил он так же отчаянно, как и все жители Суконной слободы, и так как он служил писцом в окружном суде, то и для него 20-е число было роковым. В Суконной слободе, больше чем в других частях города, после 20-го люди становились жалки, несчастны и безумны, производя отчаянный кавардак с участием всех стихий, и всего запаса матерщины. Жалко мне было регента, и когда я видел его дико пьяным — душа моя болела за него».
$(window).resize(function() { t341_checkSize('15045883'); });
Среди старообрядцев Суконной слободы жили и выходцы из Вятской губернии, например, переехавшие сюда из д. Пальники нынешнего Немского района братья Василий и Евтихий Титовичи Семёновых. Именно они станут в 1908 г. компаньонами вятского самородка Л. А. Гребнева (1867–1932) по устройству в с. Старая Тушка Малмыжского уезда знаменитой старообрядческой типографии 16.
Любопытно, что из тех же, что и Семёновых, немских мест вёл своё происхождение известный поэт-песенник М. И. Ожегов (1860–1934), родившийся в старообрядческой д. Михино. Ф. И. Шаляпин с удовольствием исполнял его ставшие поистине народными песни «Меж крутых бережков» и «Потеряла я колечко»
«После спектакля мне сказали, что человек, которого я ударил, лежал несколько минут без памяти. Я поехал к нему и застал у него на квартире ещё несколько человек хористов. Высказав ему своё искреннее сожаление о происшедшем, я просил простить меня; он тоже искренно раскаялся в своей запальчивости. Плакали, обнимались, наконец пошли все вместе ужинать в ресторан и предали сей печальный инцидент забвению, как это всегда бывает в Суконной слободе. Суконку мы всюду возим с собою!»
}); $('.t545').bind('displayChanged',function(){ t545_setHeight('15048242'); });