Posted 26 марта 2020,, 06:03

Published 26 марта 2020,, 06:03

Modified 17 сентября 2022,, 16:54

Updated 17 сентября 2022,, 16:54

Застрявшие: легко ли россиянам вернуться на родину во время пандемии

26 марта 2020, 06:03
По последним данным, сейчас за рубежом находится 100 тысяч россиян. Часть из них не могут вернуться домой из-за закрытия границ и сокращения авиасообщения, вызванных пандемией коронавируса. На фоне этого некоторые авиакомпании пытаются заработать деньги на соотечественниках, поднимая цены на билеты.

«Неизвестность пугает»

Фотограф из Казани Анна Главатских уехала в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), чтобы подзаработать. В качестве меры по предотвращению распространения коронавируса в стране отменили массовые мероприятия, приносящие ей основной доход. Фактически карантин не затронул только продуктовые магазины. При этом продлить визу Главатских не может.

«Каждый день выходят новые постановления, правила меняются. Никто не может дать нормальный ответ, как продлить визу. Россия зовет домой. Ну, ок, значит надо ехать, а на тебе — границы закрываются, авиасообщение останавливается», — написала девушка на своей странице в Instagram.

Главатских посоветовали обратиться в генеральное консульство и в министерство иностранных дел (МИД) России. Там порекомендовали ознакомиться с актуальной информацией и следить за рейсами: на момент обращения, 19 марта, данных о закрытии авиасообщения с ОАЭ не было. Тогда около девяти тысяч человек в разных странах ожидали возвращения в Россию.

«Читаю: „посольство отделывается отговорками, что вопрос решается“. Это не отговорки. Он действительно решается. В данный момент идет межведомственное совещание по логистике вывоза россиян из этой и других стран», — написала 20 марта в Facebook официальный представитель МИД Мария Захарова, комментируя судьбу застрявших в Марокко россиян.

«Мне никто ничем не помог. Информация все время разная была. Паника и нервы были из-за того, что информация каждый момент менялась и до сих пор меняется. Сейчас пишут, что последние два дня вывозят, а потом якобы закроют границы, но это тоже непонятно. Неизвестность пугает», — рассказала Inkazan Главатских.

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила Inkazan, что вопросы возвращения в страну жителей Татарстана решаются на уровне правительства страны. В феврале этого года блогер из Казани Римма Галямова застряла в Китае. Ей пришлось добираться до Шанхая — единственного города, откуда осуществлялось авиасообщение.

Представитель МИД России в Казани Радик Вахитов рассказал Inkazan, что единственный способ в такой ситуации — обращаться в консульские учреждения. «Они должны регулировать ситуацию, договариваться о чартерных рейсах, если это возможно. Если это невозможно — надо перемещать людей, которые там застряли, в другие точки, откуда возможны вылеты чартерных рейсов», — сказал он.

По словам Вахитова, у консульств заложены средства для возвращения на родину, но, учитывая массовый характер заявок, их может не хватить. Поэтому где-то придется потратить свои средства, сказал представитель МИД. Inkazan направил запрос в Ростуризм с вопросом о том, как сейчас проходит вывоз туристов из-за рубежа. На момент публикации ответа не поступило.

300 тысяч за билет с Бали

Главатских по выгодной цене купила билет на чартер до Москвы авиакомпании «Россия», туроператор «Библио-Глобус» аннулировал его без объяснения причин. «Полет не отменили, просто свои туристы важнее, а я тут без туроператора и не человек вовсе», — написала девушка. Она купила новый билет на рейс «Уральских авиалиний» — в три раза дороже.

Девушка вернулась в Казань. Но, по ее словам, в ОАЭ еще остались россияне: рейсы продолжают отменять, дозвониться до представителей авиалиний невозможно. Ранее появилась информация о том, что авиакомпании поднимают цены на билеты, пользуясь повышенным спросом и безвыходностью ситуации.

Например, СМИ сообщали, что «Аэрофлот» подняла цены на некоторые рейсы из-за границы. Компания этот факт отрицала, однако Федеральная антимонопольная служба России потребовала от авиаперевозчика устранить нарушения в ценовой политике, заметив, что попытка заработать на людях, оказавшихся в тяжелой ситуации, неправомерна.

«Я тоже слышал, что улететь с Бали стоит почти 300 тысяч рублей. Индонезия разрешила без виз остаться всем, даже не являющимся гражданами страны. Просто так никто не станет говорить, но сам не сталкивался, чтобы кто-то из наших туристов говорил о том, что цена выросла. Я не думаю, что для авиакомпаний это какие-то существенные деньги», — сообщил Inkazan генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.

По его словам, авиакомпании используют автоматические системы бронирования, которые сами меняют цены, исходя из спроса на билеты. «Я не думаю, что там сидит какой-то злобный человек и подкручивает цены — такого нет. Цены формируются автоматически», — сказал бизнесмен.

Ранее в СМИ появилась информация о том, что лоукостер «Победа» бросил в Черногории своих пассажиров. Однако в самой компании эти сведения опровергли, заявив, что фирма оформила возврат денег по просьбе некоторых граждан, а на последнем рейсе из страны оставались 10 свободных мест.

Также появились сведения о том, что компания S7 вернула пассажирам, чьи рейсы также из Черногории были отменены, деньги, после этого они потеряли статус клиентов фирмы, а значит ответственности авиалиния за них не несет. Пользователь Instagram Евгений писал, что сейчас в Доминикане находится около 150 россиян, которые не могут вернутся на родину.

На брифинге в МИДе 19 марта Захарова назвала проблемные регионы, где застряли жители России: Латинская Америка, Черногория, Доминиканская Республика, Египет, Филиппины и пространство СНГ, в частности, Молдова.

Сегодня стало известно о том, что с 27 марта Россия полностью прекращает регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами, кроме тех рейсов, которые будут вывозить граждан из иностранных государств. Списки желающих вернутся на родину должно подготовить МИД.

Если же граждане по тем или иным причинам не могут вернутся на родину, то им должно быть оказано содействие по организации проживания и продления документов. Делаться это должно за счет средств МИД России, но если их не хватит — дополнительные деньги будут выделены из бюджета страны.