Posted 26 декабря 2018, 16:17
Published 26 декабря 2018, 16:17
Modified 20 августа, 15:12
Updated 20 августа, 15:12
Газета просуществовала почти 40 лет — первый номер вышел в январе 1979 года как издание горкома КПСС Казани. Печатный вариант выпускался три раза в неделю тиражом более 17 тысяч экземпляров. Издание одним из первых «ушло» в интернет. Согласно данным сервисов LiveInternet и «Медиалогия», online-версия СМИ занимает прочные позиции среди республиканских изданий.
С 2014 года оба юрлица издания - ООО «Редакция газеты «Вечерняя Казань» и ООО «Издательский дом «Вечерняя Казань» - принадлежат Камилю Гайнуллину. Он владеет 50% акций компании «Ап-пак». По некоторым данным, она является дистрибьютером ОАО «Нэфис Косметикс». Летом этого года в «Нэфисе» не подтверждали связь с «Вечерней Казанью».
Собеседник Inkazan сообщил, что при смене собственника главному редактору «Вечерки» Хазбулату Шамсутдинову гарантировали пост руководителя издания и сохранение политики СМИ. Однако в начале декабря появились слухи о том, что он покинет издание. Источник Inkazan сообщил, что о закрытии газеты на внутреннем собрании объявил Шамсутдинов.
«Всем, кто поспешил вчера похоронить газету: сайт «Вечерней Казани» - остаётся, т.е. бренд не умрёт. Ну, а дальше, будем посмотреть», - написала сегодня журналистка Ольга Юхновская на своей странице в Facebook (орфография и пунктуация автора сохранены).
Однако закрытие печатной версии вызвало общественный резонанс. Известный татарстанский журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в разговоре с корреспондентом Inkazan рассказал, что долгое время являлся постоянным читателем издания.
«Я воспринимаю это без траура и без злорадства. Это неудача коммерческой политики. Чтобы жить на рынке за свой счет, надо иметь большой тираж. Подвела редакционная политика, не смогла набрать необходимое количество читателей», – сказал Валеев.
Журналист сравнил «Вечерку» с изданиями, выходящими на татарском языке: «Акчарлак», «Ирек майданы», «Безнен гэжит». Они находятся на самофинансировании, имеют ограниченную целевую аудиторию – татароязычную часть населения – и продолжают оставаться на плаву. Поэтому Валеев удивился, что «Вечерняя Казань» оказалась в такой ситуации.
«Она ушла в периферию и потеряла свое значение. А потерявших значение не прощают ни владельцы, ни спонсоры, ни читатели. Раз до сих пор мы не знаем, чья это была газета – кто был спонсором, кто сейчас отказался от поддержки, и вдруг газета умирает – это ведь не прозрачно. Получается, она умерла незаметно и тихо», – сказал эксперт.
Валеев также отметил, что издание упустило имидж «народной» газеты, какой она была ранее.
Широкую популярность СМИ получило в 90-е. В эти годы там работал руководитель Высшей школы журналистики КФУ Леонид Толчинский. Он рассказал, что «Вечерка» выходила шесть раз в неделю – днем журналисты готовили материалы, затем верстка и уже вечером и ночью ее разносили по читателям. Тиража хватало чтобы охватить всю Казань.
Сейчас на сайте СМИ значится, что тираж газеты составляет 17,4 тыс. экземпляров, а выходит она три раза в неделю – во вторник, четверг и субботу.
«Я смотрю за дискуссией, которая развернулась – все в общем признают, что это бренд. И для Казани и для Татарстана. Бренд нашей журналистики. И не важно – больше подписчиков становится, меньше подписчиков становится. Это более чем бренд», – отметил Толчинский.
Он сравнил «Вечерку» с историческими зданиями, в которые вкладывают деньги, чтобы сохранить их ценность. Толчинский подчеркнул, что газета была настоящей «школой», которую прошли многие известные в Татарстане и за пределами республики журналисты. Поэтому, по мнению эксперта, это средство массовой информации было необходимо сохранить.
«Я так понимаю, проблема в медиаменеджменте. Менеджеры по чисто экономическим причинам что-то недоглядели. Здесь нет никакой политики. У нас собственный медиаменеджмент нигде не готовится, не совершенствуется, не получает необходимых консультаций в сложные минуты», – поделился эксперт.
Толчинский отметил, что если бы об этой проблеме стало известно раньше, то, возможно, «Вечерку» получилось бы сохранить.
В июне 2016 года министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов на совещании в доме правительства РТ заявил, что в первой половине года по сравнению с 2015-ым подписные тиражи снизились на 24%. «Бизнес Online» сообщало, что общий подписной тираж в Татарстане во втором полугодии 2017-го по сравнению аналогичным периодом 2016-го снизился на 3,7%. А во втором полугодии этого года по сравнению с прошлым подписка упала на 6,2%.
«Очевидно, что сегодня бумажные СМИ уходят с рынка. Новостная газета в бумажном формате сегодня никому не нужна. Сама «Вечерка» в последнее время ориентировалась на нижние слои общества с небольшой покупательной способностью. Сомневаюсь, что темы, которые они задавали, интересовали бизнесменов, чиновников и других людей с большим достатком. Небольшая покупательная способность читателей "Вечерки" свела экономику издания на нет», – заявил главный редактор NewsNN Никита Ишмуратов.
Также он отметил, что сегодня в печатном виде в Москве и на западе сохраняются аналитические издания. Однако современная «Вечерняя Казань» не могла дать такую аналитику. В то же время он назвал газету культовым изданием конца 80-х и начала 90-х. Однако Ишмуратов усомнился в жизнеспособности печатных изданий на современном татарстанском рынке.
«В республике острая дискуссия о необходимости печатных СМИ. Издается огромное количество бумажных газет. Но есть ли у них читатель? Нужны ли они? Поскольку большинство изданий, которые печатаются на бумаге – дотационные и, конечно, не выдерживают конкуренцию с электронными площадками», – сказал Ишмуратов.
Он подчеркнул, что современный читатель, на которого в первую очередь ориентируется рекламодатель, получает всю необходимую информацию прежде всего в интернете. Тем не менее, по мнению собеседника Inkazan, у электронной версии «Вечерней Казани» хорошие показатели по цитируемости и посещаемости.
По словам эксперта, электронные СМИ выигрывают в первую очередь потому, что несут меньшие затраты. Так, периодике необходима верстка, печать, доставка, а изданиям в интернете – только хостинг и техническое обслуживание. Остальные затраты идут на саму редакцию – зарплаты журналистам и материально-техническую базу.