Posted 26 декабря 2018,, 16:17

Published 26 декабря 2018,, 16:17

Modified 17 сентября 2022,, 15:41

Updated 17 сентября 2022,, 15:41

Умерла незаметно и тихо – эксперты объяснили закрытие «Вечерней Казани»

26 декабря 2018, 16:17
Накануне стало известно, что газета «Вечерняя Казань» после почти 40 лет работы прекращает свою деятельность. Журналист Ольга Юхновская сообщила, что закрывается только печатная версия издания. Эксперты прокомментировали Inkazan ситуацию, сложившуюся вокруг СМИ.

Газета просуществовала почти 40 лет — первый номер вышел в январе 1979 года как издание горкома КПСС Казани. Печатный вариант выпускался три раза в неделю тиражом более 17 тысяч экземпляров. Издание одним из первых «ушло» в интернет. Согласно данным сервисов LiveInternet и «Медиалогия», online-версия СМИ занимает прочные позиции среди республиканских изданий.

С 2014 года оба юрлица издания - ООО «Редакция газеты «Вечерняя Казань» и ООО «Издательский дом «Вечерняя Казань» - принадлежат Камилю Гайнуллину. Он владеет 50% акций компании «Ап-пак». По некоторым данным, она является дистрибьютером ОАО «Нэфис Косметикс». Летом этого года в «Нэфисе» не подтверждали связь с «Вечерней Казанью».

Собеседник Inkazan сообщил, что при смене собственника главному редактору «Вечерки» Хазбулату Шамсутдинову гарантировали пост руководителя издания и сохранение политики СМИ. Однако в начале декабря появились слухи о том, что он покинет издание. Источник Inkazan сообщил, что о закрытии газеты на внутреннем собрании объявил Шамсутдинов.

«Всем, кто поспешил вчера похоронить газету: сайт «Вечерней Казани» - остаётся, т.е. бренд не умрёт. Ну, а дальше, будем посмотреть», - написала сегодня журналистка Ольга Юхновская на своей странице в Facebook (орфография и пунктуация автора сохранены).

Однако закрытие печатной версии вызвало общественный резонанс. Известный татарстанский журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в разговоре с корреспондентом Inkazan рассказал, что долгое время являлся постоянным читателем издания.

«Я воспринимаю это без траура и без злорадства. Это неудача коммерческой политики. Чтобы жить на рынке за свой счет, надо иметь большой тираж. Подвела редакционная политика, не смогла набрать необходимое количество читателей», – сказал Валеев.

Журналист сравнил «Вечерку» с изданиями, выходящими на татарском языке: «Акчарлак», «Ирек майданы», «Безнен гэжит». Они находятся на самофинансировании, имеют ограниченную целевую аудиторию – татароязычную часть населения – и продолжают оставаться на плаву. Поэтому Валеев удивился, что «Вечерняя Казань» оказалась в такой ситуации.

«Она ушла в периферию и потеряла свое значение. А потерявших значение не прощают ни владельцы, ни спонсоры, ни читатели. Раз до сих пор мы не знаем, чья это была газета – кто был спонсором, кто сейчас отказался от поддержки, и вдруг газета умирает – это ведь не прозрачно. Получается, она умерла незаметно и тихо», – сказал эксперт.

Валеев также отметил, что издание упустило имидж «народной» газеты, какой она была ранее.

Широкую популярность СМИ получило в 90-е. В эти годы там работал руководитель Высшей школы журналистики КФУ Леонид Толчинский. Он рассказал, что «Вечерка» выходила шесть раз в неделю – днем журналисты готовили материалы, затем верстка и уже вечером и ночью ее разносили по читателям. Тиража хватало чтобы охватить всю Казань.

Сейчас на сайте СМИ значится, что тираж газеты составляет 17,4 тыс. экземпляров, а выходит она три раза в неделю – во вторник, четверг и субботу.

«Я смотрю за дискуссией, которая развернулась – все в общем признают, что это бренд. И для Казани и для Татарстана. Бренд нашей журналистики. И не важно – больше подписчиков становится, меньше подписчиков становится. Это более чем бренд», – отметил Толчинский.

Он сравнил «Вечерку» с историческими зданиями, в которые вкладывают деньги, чтобы сохранить их ценность. Толчинский подчеркнул, что газета была настоящей «школой», которую прошли многие известные в Татарстане и за пределами республики журналисты. Поэтому, по мнению эксперта, это средство массовой информации было необходимо сохранить.

«Я так понимаю, проблема в медиаменеджменте. Менеджеры по чисто экономическим причинам что-то недоглядели. Здесь нет никакой политики. У нас собственный медиаменеджмент нигде не готовится, не совершенствуется, не получает необходимых консультаций в сложные минуты», – поделился эксперт.

Толчинский отметил, что если бы об этой проблеме стало известно раньше, то, возможно, «Вечерку» получилось бы сохранить.

В июне 2016 года министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов на совещании в доме правительства РТ заявил, что в первой половине года по сравнению с 2015-ым подписные тиражи снизились на 24%. «Бизнес Online» сообщало, что общий подписной тираж в Татарстане во втором полугодии 2017-го по сравнению аналогичным периодом 2016-го снизился на 3,7%. А во втором полугодии этого года по сравнению с прошлым подписка упала на 6,2%.

«Очевидно, что сегодня бумажные СМИ уходят с рынка. Новостная газета в бумажном формате сегодня никому не нужна. Сама «Вечерка» в последнее время ориентировалась на нижние слои общества с небольшой покупательной способностью. Сомневаюсь, что темы, которые они задавали, интересовали бизнесменов, чиновников и других людей с большим достатком. Небольшая покупательная способность читателей "Вечерки" свела экономику издания на нет», – заявил главный редактор NewsNN Никита Ишмуратов.

Также он отметил, что сегодня в печатном виде в Москве и на западе сохраняются аналитические издания. Однако современная «Вечерняя Казань» не могла дать такую аналитику. В то же время он назвал газету культовым изданием конца 80-х и начала 90-х. Однако Ишмуратов усомнился в жизнеспособности печатных изданий на современном татарстанском рынке.

«В республике острая дискуссия о необходимости печатных СМИ. Издается огромное количество бумажных газет. Но есть ли у них читатель? Нужны ли они? Поскольку большинство изданий, которые печатаются на бумаге – дотационные и, конечно, не выдерживают конкуренцию с электронными площадками», – сказал Ишмуратов.

Он подчеркнул, что современный читатель, на которого в первую очередь ориентируется рекламодатель, получает всю необходимую информацию прежде всего в интернете. Тем не менее, по мнению собеседника Inkazan, у электронной версии «Вечерней Казани» хорошие показатели по цитируемости и посещаемости.

По словам эксперта, электронные СМИ выигрывают в первую очередь потому, что несут меньшие затраты. Так, периодике необходима верстка, печать, доставка, а изданиям в интернете – только хостинг и техническое обслуживание. Остальные затраты идут на саму редакцию – зарплаты журналистам и материально-техническую базу.

"