Posted 27 декабря 2017, 09:19
Published 27 декабря 2017, 09:19
Modified 17 сентября 2022, 14:49
Updated 17 сентября 2022, 14:49
В агентстве «Татмедиа» год начался с признания, что его руководитель Айрат Зарипов вместе с Асгатом Сафаровым «проморгали» татарскую радиостанцию «Тартиб». Констатировал этот прискорбный факт 1 февраля на коллегии «Татмедиа» сам Сафаров. Парой недель раньше, 10 января, стало известно, что ее купил холдинг «РуМедиа», и с 1 февраля – как раз в день коллегии - на ней зазвучало радио Business FM. Сафаров в тот день обещал придумать, как сохранить радиостанцию. И татарская музыка, если верить сайту tartip.ru, продолжает звучать. Эта победа стала, по сути, чуть ли не единственной для руководства агентства «Татмедиа» и одноименного с ним АО, если эти должностные лица приложили руку к спасению радиостанции.
Руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям входит в состав кабинета министров Татарстана. Однако Зарипов не принимает какого-либо участия в подведомственной ему отрасли. Повестка входящих в «Татмедиа» изданий не актуальна. Журналисты холдинга тщательно избегает злободневных тем. Они получают мизерные зарплаты, что не дает возможности привлекать и удерживать квалифицированные кадры. Социальные блага, в виде, например, квартир по соципотеке, доступны только избранным, «своим» сотрудникам. Из 77 филиалов только ИА «Татар-Информ» способно предложить читабельный контент. В 2017 году издания «Татмедиа» старательно избегали тем, которыми жили журналисты не входящих в холдинг СМИ. Это банковский кризис, отмена обязательного изучения татарского языка в школах, провал пролонгации договора о разграничении полномочий с РФ и другие.
Зарипов руководит агентством с 2015 года. До этого он 5 лет возглавлял татарстанское подразделение Роскомнадзора. С 2002 по 2010 годы возглавлял пресс-службу президента Минтимера Шаймиева, став преемником Ирека Муртазина. После громкого скандала, связанного с Муртазиным, Зарипов старался быть незаметным в информационном поле. Аналогично он себя вел во главе Роскомнадзора по РТ, да и на посту главы агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».
Зарипов выступает раз в год – на коллегии агентства. В этом году он в своем докладе назвал причину падения подписки на 6,8% и констатировал, что объемы рекламы в СМИ Татарстана остались в 2016 году на позапрошлогоднем уровне. Спад подписки он объяснил ростом подписных тарифов из-за увеличения себестоимости производства, переходом аудитории в интернет и урезанием федеральных льгот на доставку периодики. Плюс, рассказал он, газетная бумага подорожала на 14%, а офсетная на 11%.
Зарипов, чья должность соответствует министерской, сам перечислил основные проблемы, которые тормозят развитие «Татмедиа». Кроме того, есть поручение главы РТ Рустама Минниханова, которое он озвучил в 2016 году в послании Госсовету РТ: наращивать присутствие в соцсетях и интернете в целом, поскольку туда уходит читатель. Именно лицо Зарипова камеры всегда выхватывают в те моменты, когда, зачитывая послание, глава региона обращается к теме развития госСМИ. Казалось бы, кому, как ни ему, нужно взять все сказанное на карандаш и немедленно зарядить и агентство, и одноименное с ним АО на выполнение поставленных Миннихановым задач. Но ничего подобного не происходит.
В прошлом году общий подписной тираж составил 257,7 тысячи экземпляров. За год ситуация не улучшилась: 23 декабря Кузьмин на итоговой коллегии АО «Татмедиа» сообщил, что к настоящему времени в Татарстане оформлена подписка почти на 203 тыс. экземпляров. Правда, поскольку СМИ, не входящие в холдинг на мероприятие, не приглашали, непонятно – идет ли речь о втором полугодии 2017 или первом 2018.
В прошлом году Сафаров, который возглавляет совет директоров АО «Татмедиа» напрямую дал задание главам муниципалитетов оказать содействие подписной кампании. Как сообщили на его итоговой коллегии, в этом году действовали такие акции, как «Подари подписку», «Подпиши родителей», «Подпиши близких». В декабре одна из таких акций прошла в ДРКБ.
Холдинг, на поддержку СМИ которого в бюджете на этот год заложили 1,28 млрд рублей, а по мнению собеседников Inkazan обходится бюджету Татарстана в 2 млрд рублей, не скупился на «креативные» ходы для привлечения подписчиков. Например, газеты "Лениногорские вести" и "Заман сулышы" использовали образ актера Дэниэла Рэдклиффа (с вероятностью 99,9% без его согласия), прославившегося ролью Гарри Поттера. «Я уже подписался. А ты?» - гласила надпись на агитационной картинке. Кстати, в 2008 году автор книг о юном волшебнике Джоан Роулинг отсудила у небольшого американского издательства $6,75 тысяч за нарушение авторских прав: RDR Books составило энциклопедию «Лексикон Гарри Поттера». По нынешнему курсу это без малого 400 тысяч рублей.
Над заданием Минниханова в «Татмедиа» думали 4 месяца. 12 января 2017-го на пресс-конференции глава АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин рассказал, что в структуре создают отдел по работе с соцсетями. На тот момент на официальных страницах изданий холдинга насчитывалась 538 тысяч подписчиков. Для сравнения – группа «ВКазани поймут» «ВКонтакте», владение которой приписывают Ярославу Муравьеву, насчитывает более 346 тысяч участников.На коллегии 23 декабря Кузьмин сообщил о росте числа подписчиков – до 919 тысяч (+70%) за 11 месяцев года. Но надо понимать, что речь идет не об одной из соцсетей, а общем букете из «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассников», YouTube, Instagram.При этом в начале года Кузьмин говорил о планке в миллион подписчиков за год. Неизвестно, будет ли она выполнена по итогам года.
В этом году в послании Минниханов поручил «Татмедиа» пересмотреть свою роль. Камеры опять показали лицо Зарипова, который внимательно слушал главу республики. Приоритетами Минниханов назвал качество контента и оперативность, как распространения информации, так и получения обратной связи от читателей. Руководитель региона, как и население, является продвинутым пользователем всевозможных гаджетов. В Татарстане обеспечили высокое проникновение и мобильного, и широкополосного интернета и в городах, и на селе. Однако в холдинге продолжают цепляться за бумажные носители, называя сохранение печати приоритетом. Зарипов ни коим образом не настаивает на отказе от бумажных носителей, о подорожании которых сам же и говорил несколькими месяцами ранее. Прошлый год АО «Татмедиа» завершило с убытком в 67,8 млн рублей, сумма по сравнению с 2015 годом увеличилась более чем в 2 раза.
При таком финансовом раскладе, АО «Татмедиа» открывает новый проект – «Татарстан 24»: напополам с ООО «УК «Эфир» Андрея Григорьева. Уже на старте было понятно, что телеканал представляет собой пертурбацию кадров нескольких структур (телекомпаний «Эфир» и KZN) без какого-либо уникального продукта, который привлечет зрителей и рекламодателей. Однако Зарипов не предпринимает никаких шагов, чтобы либо воспрепятствовать неуспешному проекту, либо скорректировать его работу для минимальных достижений. «Татарстан 24» по итогам 2016 года получил 1,6 млн чистого убытка.
В коллективе «Татмедиа», которое живет в стагнирующем состоянии, царит атмосфера, которую трудно назвать здоровой и способствующей творческим прорывам. Например, летом этого разразился скандал, который вылился на страницы не связанных с ним изданий. В конце августа сотрудники одного из филиалов – «Магариф» сообщили о массовых увольнениях. Представители татароязычного СМИ утверждали, что из-за давления директора Сюмбель Таишевой организацию покинули более 20 человек, включая главного редактора журнала "Гаилә һәм мәктәп" ("Семья и школа") Ркаиля Зайдуллы. Его место заняла родственница директора. Поэтесса Раифа Рахман утверждала, что есть и другие нарушения: использования служебного транспорта в личных целях, ненадлежащее оформление документов. Таишева все обвинения коллег опровергла.
Спустя несколько дней, журналист Искандер Сиразиев на своей странице в Facebook сообщил, что его коллеги направили письмо на имя Минниханова с требованием распустить «Татмедиа».
"Наиболее талантливые и читаемые авторы перестали сотрудничать с изданиями, учредителем которых является указанная организация", - было сказано письме.
Какой-либо реакции со стороны властей не последовало. Во всяком случае, об этом ничего неизвестно.
На итоговой коллегии Кузьмин сообщил, что этом году из "Татмедиа" уволили нескольких руководителей филиалов. Каких именно, на сайте АО не сообщили. Еще 15, опять же неназванных, перевели на срочные контракты на 3-6 месяцев, чтобы исправили недочеты.
Была и хорошая весть. Для поощрения лучших холдинг ввел традицию награждения переходящим знаменем. Его первым обладателем стало мамадышское издание «Нократ» («Вятка»). Поможет ли боевое знамя поднять уровень издание «Татмедиа» хотя бы до минимально, как это ни банально звучит, покажет наступающий 2018 год.