За и против добровольного и обязательного изучения нацязыков

За и против добровольного и обязательного изучения нацязыков

28 мая 2018, 16:50
Общество
Photo: my-madonna.ru
Не утихают споры вокруг вопроса изучения национальных языков в школах. Если федеральный центр настаивает на добровольном праве обучения ребенка неродному языку, то регионы чаще всего выступают против.

В июле 2017 года президент России Владимир Путин подчеркнул, что "заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского".

После этого Генпрокуратура и Рособрнадзор провели массовые проверки в учебных заведениях. Ведомства указали администрациям школ, что если преподаватели обучают детей только на одном национальном языке, это является нарушением права не владеющих им граждан. Нарушением закона признали и изучение национальных языков без письменного согласия родителей, напоминают "Новые известия".

В ряде национальных республик прошедшие проверки были восприняты очень болезненно. В Татарстане родители школьников разделились на 2 лагеря: одни недоумевали от того, что государственный язык республики может кому-то мешать в школах, другие выступали против включения нацязыка в обязательную школьную программу. Заявления об отказе от изучения татарского языка написали около 3 тысяч родителей.

Споры не утихают и в других национальных республиках Поволжья, в Якутии, на Алтае, на Северном Кавказе.

В Якутии титульный народ тоже недоволен новым законопроектом. При этом представители нетитульных наций, напротив, заявили об уже существующей дискриминации по языковому принципу. Так, в школы с углубленным изучением каких-либо дисциплин принимали исключительно сахаязычных детей.

В Дагестане ситуация сложнее: там 14 госязыков. При этом большинство детей до поступления в школы говорят на своих родных наречиях, а потом практически не могут усваивать образовательную программу на русском.

По данным минобрнауки, в прошлом году 1,5 миллиона российских школьников изучали национальные языки. Больше всего таких учеников приходится на Дагестан, Чечню, Башкирию и Татарстан.

Однако конфликты вокруг законопроекта о добровольном изучении национальных языков не сводятся только к вопросу о статусе языка в школах. Представителей малых народов волнует будущее своей идентичности, культуры.

Принцип такой, что изучение национального языка должно быть добровольным, но национальный язык должен быть в обязательной программе, его изучение ни в коем случае не должно носить факультативный характер, говорит первый замруководителя партии «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев. Это значит, что если есть намерение изучать, то возможность такого изучения должна быть обязательно гражданам предоставлена. Именно об этом законопроект, объясняет депутат. Количество часов будет зависеть от общеобразовательного стандарта и стандартов, принимаемых на уровне региона.

Сейчас законопроект дорабатывается, в процессе принимают участие его авторы, ряд депутатов, представляющих заинтересованные регионы - в первую очередь национальные республики, представители администрации президента, правительства. Обсуждается общая канва возможных изменений. Есть договоренности о создании постоянной рабочей группы, в которую войдут все заинтересованные территории и регионы.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter