Казань «стоячая»: строительство развязок – это не панацея

Казань «стоячая»: строительство развязок – это не панацея

28 июня 2019, 15:18ОбществоPhoto: ru.wikipedia.org
Пятничные пробки и заторы на выездах из Казани стали нормой для большинства горожан. Ситуация повторяется каждую неделю, усиливаясь в летний период. Проблемные места известны, но город стоит на месте. Inkazan спросил экспертов о том, как можно повлиять на ситуацию.

Путь на север: в ожидании дороги-дублера

Горьковское шоссе – одно из основных направлений выезда из города, по которому можно попасть на трассу М-7, а уже оттуда – в соседние регионы. С ростом автомобилизации и строительством новых жилых районов на севере города пропускная способность дороги снизилась.

В 2014 городские власти заговорили о необходимости строительства дороги-дублера. Спустя два года мэрия Казани заявила, что оно должно начаться одновременно со сдачей первых домов в ЖК «Салават Купере», однако все будет зависеть от экономической ситуации. На тот момент не было даже проекта дороги.

В 2017 году увидеть дублер отчаялись не только те, кто регулярно выезжает из города по Горьковскому шоссе, но и жители «Салават Купере». Появились идеи о запуске к району трамвая и электрички. Тогда же Татарстан выделил 1,8 млрд рублей на проект «Безопасные и качественные дороги», строительство дублеров в котором запланировано на 2022-2025 годы.

В феврале этого года пресс-служба мэрии Казани заявила Inkazan, что проект разгрузки Горьковского шоссе реализуют до 2025 года, представить его должны были до 2020-го. Стоимость его разработки оценивалась в 54,3 млн рублей. Эскизы были представлены в апреле этого года. Пока для улучшения дорожной ситуации планировали построить развязки.

По мнению завкафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, ситуацию в этом направлении может изменить только дорога-дублер. Развязки и светофоры в данном случае не помогут, потому что у самой дороги недостаточно пропускной способности. Как один из вариантов можно рассматривать расширение существующего маршрута.

«Расширить можно, но это повлечет за собой вырубку леса. Кое-где объекты стоят, которые нужно будет сносить. Я думаю, что на это никто не пойдет. Правильнее построить дорогу-дублер и правильнее активно развивать общественный транспорт. Планируют железную дорогу, которая проходит через Казань, начиная с Юдино», - сказал Дембич.

Александр Дембич
Photo: business-gazeta.ru

По его словам, ее можно было бы превратить во внутригородскую. Тогда часть людей сможет передвигаться на железнодорожном транспорте. Inkazan направил запрос в мэрию Казани с просьбой прокомментировать, как город решает или планирует решать проблему пробок на въездах и выездах из города. На момент публикации ответ не поступил.

Путь на Восток: Дербышки против дороги

Ранее в Казани разгорелся скандал из-за того, что в новой редакции проекта генплана города появилась дорога, которая должна пройти через поселок Дербышки в сторону трассы М-7. По задумке, через населенный пункт должны были проложить две четырехполосные дороги по улицам Мира и Главной.

Горьковское шоссе
Photo:скриншот Google Maps

В мэрии Казани тогда рассказали Inkazan, что новый путь к М-7 имеет важное стратегическое значение и должен помочь развитию города. На данный момент между улицами Мира и Мамадышским трактом выездов на трассу не существует. При этом новая магистраль станет кольцевой дорогой между Салмачами, Дербышками и Авиастроительным районом.

«Ничего не делать — это коллапс. Мы не можем. Рассматривается максимальное количество вариантов. Мы вынесем на суд жителей, покажем новые варианты, обсудим. Я рекомендую вам, уважаемые депутаты, принимать участие в обсуждениях. Будем рады любым предложениям», – сказал мэр Казани Ильсур Метшин во время XXXIV сессии Казгордумы.

Депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов согласился с Метшиным в том, что строительство дорог – это объективная необходимость. Он предложил свое видение того, как можно было расположить дорогу, чтобы она не навредила жителям Дербышек: например, провести ее через самый большой район города – Советский, имеющий много пустых площадей.

«По логике, необходимо было проводить дороги там, где никто не живет, для того чтобы ввести эти земли в том числе в хозяйственный оборот, чтобы повысить их экономическую привлекательность и развивать эту территорию. Но так как там все продано уже, стараются провести через жилые микрорайоны, разрезая существующую инфраструктуру», – сказал депутат.

Ильсур Метшин
Photo:inkazan.ru

Серов заявил, что улицу Мира нужно расширить.

«Расширяйте, кто мешает? Это заложено существующими нормативами и действующим генпланом. Можно этим было бы заняться, а не перекладывать асфальт по местам прохождения кортежей WorldSkills по 50 раз каждый год. Смысл сейчас в центре опять менять асфальт, там, где он вполне в приличном состоянии находится, а окраины у нас опять забыли», – сказал Серов.

Алексей Серов
Photo: kzn.ru

Представитель Федерации автомобилистов России (ФАР) в Казани Рамиль Хайруллин связал пятничные пробки на выезде из города с началом дачного сезона и тем, что многие живут за городом, а в столицу Татарстана ездят на работу.

Рамиль Хайруллин
Photo:vk.com

Кроме того, лето – пора ремонтных работ, в том числе на дорогах Казани. Из-за того, что происходит замена асфальта, часть улиц закрывают полностью, а на других – ограничивают движение.

«Выезд, допустим, по улице Мира – он единственный из города. Можно через М-7 уйти на Мамадышский тракт, но это опять же будет забит Мамадышский тракт. А так, в принципе, выезд один-единственный», – сказал Хайруллин.

Путь на юг: мимо больницы в аэропорт

Еще один проблемный для города участок – Оренбургский тракт. Отсюда поток машин направляется мимо Республиканской клинической больницы (РКБ) в международный аэропорт «Казань», в жилые комплексы, которые расположены в Лаишевском районе и в коттеджный поселок для татарстанской элиты, местную «рублевку» – Боровое Матюшино.

Ситуация может осложниться: до 2024 года власти страны планируют построить платную трассу «Москва-Нижний Новгород-Казань», которая пройдет в относительной близости столицы Татарстана. Как сообщили Inkazan в минтрансе РТ, строительство дополнительных выездов к ней не предусмотрено.

Автоэксперт Максим Ракитин акцентировал внимание на том, что в любом городе ситуации схожи – на территории населенного пункта проходит 5-ти или 4-х полосное шоссе, которое на выезде переходит в двухполосную. В поток автомобилей вклиниваются фуры, маршрутный и рейсовый транспорт, и «начинается чехарда».

Оренбургский тракт
Photo:скриншот Google Maps

«Проблема основная в том, что в городе дорога шире, чем за городом. Может быть это не территория города, это может быть территория области, поэтому там свои порядки, свои бюджеты на строительство дорог. И пока эти бюджеты не будут согласованы с двух сторон, со стороны города и области, наверное, такая ситуация будет продолжаться», – заявил Ракитин.

В Москве и в Санкт-Петербурге ищут способы решения этой проблемы. Например, в северной столице, по словам эксперта, построили «замечательный» Западный скоростной диаметр (ЗСД). ЗСД это платная городская магистраль со скоростным движением. Трасса начинается в южной части города и идет на север через Петербург до автодороги Е-18 «Скандинавия». Реализация проекта началась в 2005 году, а последний участок был открыт в 2016 году. Протяженность трассы превысила 46 км, ширина в зависимости от участков составляет 4-6-8 полос.

Западный скоростной диаметр
Photo:ru.wikipedia.org

По мнению Ракитина, строительство стандартных развязок типа «бабочка» или «листья клевера» - это «тупиковая ветвь развития». Стандартные развязки образуют очень узкий и медленный въезд. Как следствие – опять образуются пробки. В Петербурге, например, сделали длинные затяжные развязки без резких поворотов, что и помогло городу разгрузить ситуацию на дорогах.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter