Posted 28 декабря 2018,, 14:35

Published 28 декабря 2018,, 14:35

Modified 17 сентября 2022,, 15:41

Updated 17 сентября 2022,, 15:41

Будущее рядом: о чем Роман Шайхутдинов говорил с журналистами

28 декабря 2018, 14:35
Министр связи и информатизации РТ Роман Шайхутдинов провел итоговую встречу с журналистами, в рамках которой рассказал о том, зачем Татарстану беспилотники на дорогах, почему он бы не создавал домен .tatar и об отношениях с федеральным правительством и регионами.

О беспилотниках

В августе этого года на дорогах Иннополиса появилось беспилотное такси компании "Яндекс". Вызвать его могли жители города, а за движением автомобиля наблюдал находящийся в нем оператор.

Проект не финансируется из бюджета никак, это исключительно исходя из наших теплых отношений с компанией "Яндекс". Это инициатива компании - отпилотировать технологии перевозки машины в городской инфраструктуре. Вот сейчас дороги заметены, а машина продолжает ездить. Такого алгоритма в мире пока нет нигде.

Важно сказать, что это не машины, это платформы. Машины - это просто один из девайсов. Если, например, две машины в одном городе ездят в течение дня и они проехали по тысяче километров, это означает, что платформа проехала две тысячи.

В России с 1 декабря официально стартовал эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в ряде мест Москвы и Татарстана. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Поддержка федерального руководства была оказана на предмет того, чтобы можно было это здесь использовать на промышленной основе. Машины ездят, набирают опыт. Когда она поедет в Казань, зависит от готовности системы - здесь от компании "Яндекс" будет триггер о том, чтобы что-то сделать.

Мы инициировали этот процесс, который привел к изданию документа и легитимизировал то, что мы сейчас делаем. Какая выгода для региона? Первое - это оцифровка Татарстана и возможность запуска большего количества беспилотного транспорта здесь. Более того, любой вид беспилотного транспорта потом может использовать эти данные, чтобы стартовать в республике.

Иными словами, какой регион начнет быстрее данные о себе собирать в машиночитаемом виде, тот и получит все выгоды от цифровых платформ.

После завершения эксперимента по обкатке беспилотного транспорта на дорогах общего пользования в России разработают законопроект, регулирующий движение данного вида транспорта. Сообщалось, что этим займется в том числе Госсовет РТ. Сейчас не совсем ясно, кто будет отвечать за ДТП, произошедшее по вине беспилотника.

Формально будет нести ответственность оператор, который находится на пассажирском сидении спереди. Пока так в российской системе. А на то, чтобы структурировать эту ответственность потребуется некоторое время, потому что есть много теоретических вопросов.

Первый прототип беспилотного грузовика "Камаз" был создан в 2015 году. Его испытания должны были начаться в 2017-м, однако сроки перенесли. Межзаводские перевозки планируют запустить в 2019 году. Недавно стало известно, что Казанский федеральный университет будет тестировать беспилотники "Камаза" на виртуальном полигоне.

"Камаз" в Челнах, у них есть свой полигон. Они тоже активно в этом направлении движутся, но это немножко другое направление - грузовое.

Университет Иннополис на базе платформы "Камаз" программирует беспилотный "Камаз". То, что делал "Яндекс" для легкового автомобиля, университет делает для беспилотного "Камаза", который будет перемещаться по бездорожью. Это другой тип платформы, там одновременно используется дрон и машина. Дрон прокладывает путь, а машина преодолевает препятствия.

Для бездорожья никто не делает, потому что это очень немассовая история. Если на дороге мы знаем что произойдет и они все оцифрованы более-менее, а на бездорожье что? Ничего. Ты проедешь 100 метров, а там овраг - и упадешь. Поэтому летит сначала "глаз", который все оцифровывает, загружает автоматически в машину, а машина знает, куда можно и куда нельзя.

Об Иннополисе

Город

В этом году город очень сильно прирос и новыми проектами, и новыми компаниями, жителями в том числе. Резиденты это не самое важное, самое важное - это жители, но, опять же, отраслевые - те, кто приезжает работать. У нас, в принципе, другие и не появятся, потому что доступ к арендному жилью формируется на основании списков компаний.

Сегодня в Иннополисе уже нет проблем с тем, что туда не готовы идти компании. Там обратная проблема: необходимо синхронизировать количество людей приезжающих и объем жилья, который вводится. Наша задача - обеспечивать рынок города жильем. Сегодня мэрия города ведет переговоры с двумя застройщиками. Как закончатся - скажем. Уже открыт частный детский садик на 50 или 60 мест.

Сегодня строительством жилья в Иннополисе занимается Госжилфонд при главе РТ. Шайхутдинов также добавил, что в городе планируют возвести еще ряд социальных объектов - детских садов и школ, так как существующие образовательные учреждения заполнены. Однако на вопрос, сколько человек живет в Иннополисе, министр не ответил. Он лишь сообщил, что в Верхнеуслонском районе проживает почти 20 тысяч человек.

Резиденты

Новые резиденты будут. Чем больше будет жилья, тем больше будет резидентов. Сегодня технопарк "Попова" заполнен на 70% с лишним, задача - заполнить его полностью к концу первого - середине второго квартала. Технопарк "Лобачевского" строится, он будет готов к концу следующего года ориентировочно.

Магазин "Пятерочка" побил рекорд в истории магазинов сети по объему выручки в первый день открытия. Сейчас приходит еще "Магнит". "Пятерочка" приходит еще и своим структурным подразделением - у них очень мощная IT-служба, это огромный холдинг, несколько тысяч специалистов. Мы обсуждаем этот вопрос с Фабрисио Гранжа, это руководитель IT "Пятерочки".

Кто-нибудь видел "беспилотный" магазин Amazon, который работает без продавцов? Мы надеемся, что "Пятерочка" этот проект будет реализовывать. Там очень много, что необходимо сделать и чего еще не существует в природе. Например, выкладка товара делается в ручную или автоматически - это большая разница. Они определяют сценарий экологической экипировки, от этого будут зависеть инвестиции.

В мае этого года аналогичный проект уже обсуждался с одним из крупных российских ретейлеров. Шайхутдинов тогда также сравнил эту разработку с концепцией магазина компании Amazon.

Университет

В наблюдательном совете вуза будут изменения. Войдут представители Российской Федерации. Конечно, количество мест ограничено. Когда зайдет новый учредитель, то, конечно, все органы переизбираются. Предполагается изменение структуры управления - не только Наблюдательный совет, будут другие органы сформированы, которые важны для развивающегося университета.

Наверное, по удельному значению на студента Университет Иннополиса номер один в России по количеству небюджетных источников финансирования. Не просто пожертвований, а заработанных. Университет одновременно является и образовательным, и исследовательским центром. Университет делает только те проекты, которые коммерциализируются в последующем.

В университете есть четыре основных источника подпитки. Это поддержка индустрии пожертвований, индустриальные проекты, проекты, связанные с дополнительным образованием российских крупнейших компаний, например, "Сибур", "Транснефть". И четвертый источник это гранты на реализацию проектов. За 6 лет привлекли 2,5 млрд рублей грантов. Ни у какого вуза такого нет.

Университет не коммерческая организация, он не распределяет прибыль, средства остаются на развитие его деятельности. Он не финансируется из бюджета, там нет контрольных цифр приема, набор студентов и образовательные программы согласуются всегда с индустрией. Это вуз который занимает второе место в РФ по качеству приема абитуриентов - это официальный рейтинг Рособрнадзора.

О татарском интернете

Нужно развивать татароязычный сегмент в Facebook, Одноклассниках, ВКонтакте, а не создавать свое. Потому что все эти пользователи к вам не придут, лучше к ним прийти. Это наша концепция. Либо можно делать агрегатор, который позволит собирать данные и обмениваться ими с интересующими нас аккаунтами.

По домену .tatar - этот проект продолжает существовать. Он набирает обороты. Сегодня уже более тысячи доменов первого уровня зарегистрированы. К слову сказать, прошел первый год. Или второй год. Я не помню. Компании регистрируют - татрстанские, зарубежные. Coca-cola.tatar есть.

Татароязычная сеть интернет - я не стал бы это делать. Я бы создал условия для общения татароязычных групп, а это можно делать, создавая на существующих ресурсах соответствующие профильные направления или социальные аккаунты, давая возможность использовать переводчик online и как-то вовлекая диаспоры в разных странах.

О Николае Никифорове

В мае этого года экс-глава минсвязи РФ и выходец из Татарстан Николай Никифоров не вошел в состав нового правительства России. В течение нескольких месяцев появлялись слухи о возможных местах работы бывшего чиновника, однако они не подтверждались.

Пока тайны особой, может быть, и нет. Как только будет повод - вы знаете Николая Анатольевича, он наша "звездочка". Он член Наблюдательного совета университета Иннополис, руководитель компании-резидента Иннополис. Он занимается бизнесом. Коммерческая стезя это тоже очень хорошо. Он вошел в состав Совета директоров компании "Ростелеком".

Об отношениях с Москвой и регионами

Недавно встречался с руководителем федеральным, обсуждали ряд проектов. Как-то им сложно нас поддерживать в каких-то вещах. Я говорю - да что же вы такое, туда-сюда! - они уже опешили там. Говорят - ну, Роман Александрович, мы же знаем - у вас всегда самая созидательная повестка. Я говорю - вы, чиновники, рассказываете сказки. Денег дайте лучше!

Пришедший на смену Никифорову министр Константин Носков три раза откладывал запланированные визиты в Татарстан. Тем не менее, он приезжал в Новосибирск и даже Вьетнам.

Если вы посмотрите, то в первый год назначения правительства никто никуда не ездит. Это связано с титаническим валом работ. Это очень сложная машина, сложней, чем во многих странах - в России экономика и ситуация очень изменчива. Сейчас группа "майских указов" конвертировалась в национальные проекты. Вроде бы блок "Цифрововая экономика" должно вести одно министерство, а ведут три.

Шайхутдинов сообщил журналистам, что дргугие регионы и даже федеральный центр зачастую завидуют тому, что Татарстан, благодаря развитию отрасли, курируемой минсвязи РТ, занимает ведущие места в различных рейтингах, а порой получает международное признание.

Другие регионы тоже смотрят, что, вот, Татарстан, Татарстан. И федеральный центр тоже. Я говорю, у других же тоже ничего не мешает это делать. Пусть делают. Мы не против.

"