Posted 29 марта 2010,, 14:10

Published 29 марта 2010,, 14:10

Modified 11 сентября 2022,, 08:36

Updated 11 сентября 2022,, 08:36

Дворец — не дворец

29 марта 2010, 14:10
Дворец — не дворец

В Казани дом, в котором ныне расположен Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, обычно зовется дворцом Сандецкого, хотя это не дворец и не Сандецкого.

Решение о строительстве служебной квартиры командующего войсками Казанского ВО было принято Военным министерством еще в 1902 году, когда Сандецким в Казани и не пахло. Годом окончания постройки следует считать 1907-й: приказанием Окружного штаба № 7 за 1907 год «О передаче в ведение Казанской инженерной дистанции заведывания домом Командующего войсками» дом переводился с баланса Строительной комиссии на баланс инженерной дистанции (это что-то вроде нынешней квартиро-эксплуатационной части – КЭЧ).

Принято отчего-то полагать, что автором проекта был архитектор К.Мюфке (незадолго до кончины Карл Людвигович составил список своих построек – дома командующего в нем нет) , хотя ни единым документом это не подтверждается.

Точно также ничем не подтверждается и предполагаемое авторство Ф.Амлонга (Гипотезу об авторстве Амлонга высказал покойный отставной авиаштурман и замечательный человек Алексей Андреевич Григорьев. Основанием послужило сходство навершия амлонговской постройки – нынешнего Дома композиторов – с навершием дома командующего. Но основание слабое – можно привести десятки, если не сотни, схожих наверший – тогда почти все так строили, по одним и тем же архитектурным альбомам.).

Здание строилось за счет сумм Военного министерства, имевшего в своем составе превосходных архитекторов, и почти наверняка именно одному из них принадлежит проект особняка. Сейчас в этом здании — музей изобразительных искусств, и недельная командировка его сотрудника в Российский Военно-исторический архив могла бы внести в этот вопрос давно чаемую ясность.

Вот биографическая справка о генерале, с именем которого связано здание:

Сандецкий Александр Генрихович (1851 — 1918), генерал-майор (1897), в 1895 — 1899 гг. начальник штаба войск Забайкальской области. В 1899 — 1904 гг. командир 1-й бригады 15-й пехотной дивизии, с 1904 г. генерал-лейтенант, начальник 34-й пехотной дивизии, в октябре принял командование Казанским военным округом, находясь в этой должности был произведен в 1910 году в генералы от инфантерии. В 1911 году был переведен сначала в Петербург на должность члена Совета Военного министерства, а затем в Москву на должность командующего войсками Московского военного округа. В 1915 — 1917 гг. вновь командовал Казанским военным округом. В мае — ноябре 1917 г. находился под арестом.

Войсками Казанского округа А.Сандецкий командовал не очень долго — он был переведен в Петербург, где состоял членом Совета Военного министерства. Назначенный вскоре командующим Московским военным округом, он был переведен на ту же должность в Казань, что было явным унижением. Если верить воспоминаниям Брюса Локкарта, причиной перевода была нелюбовь к Сандецкому императрицы: немке было крайне неприятно, что поляк Сандецкий не скрывал своих антинемецких взглядов.

Стремление к строгому воинскому порядку порой переходила у Сандецкого в ничем не оправданную жестокость и самодурство, ставшее легендой… Был без суда расстрелян чекистами в Москве в 1918 году. Жена пережила мужа почти на тридцать лет и похоронена на русском участке греческого кладбища в египетской Александрии в 1947 году.

В доме командуещего войсками Казанского военного округа поначалу разместили административные учреждения, но потом отдали под противотуберкулезный диспансер. Позже, когда на основе картинной галереи Государственного музея ТАССР был создан Музей изобразительных искусств, этому музею было передано здание на углу улиц К.Маркса и Комлева.

Лев Жаржевский

Фото 30-ых годов прошлого века — с сайта www.trip-guide.ru. Современное фото — Марии Зверевой.

"