Новый генплан Казани: бизнес против дорог и дома в «зоне 430»

Новый генплан Казани: бизнес против дорог и дома в «зоне 430»

29 мая 2018, 17:48
Общество
Photo: Inkazan
Сегодня в ДК им.Гайдара прошли первые публичные слушания по проекту нового генплана Казани. Горожане возмутились отсутствием второй ветки метро и сносом домов ради прокладки дороги. Значительную часть жилфонда было решено оставить на местах, но с бизнесом все не так гладко: он может потерять и земли, и постройки.

Действующий генплан Казани был разработан в 2007 году рассчитан до 2020 года. Однако документ, первые публичные слушания которого состоялись сегодня, начал готовиться еще в 2015-м. По словам замглавы института генплана Москвы Олега Григорьева, причиной стало принятие большого числа как региональных, так и федеральных нормативных документов, а также высокий рост населения города.

Несмотря на будний день, на первых публичных слушаниях по представленному проекту генплана собралось несколько сотен человек. Жители поселков, чьи дома оказались под угрозой сноса из-за прокладки дорог оделись в желтые футболки и принесли с собой плакаты. Многие пришли с маленькими детьми.

Больше зелени и меньше заводов

Над новым генпланом работали 4 группы архитекторов, по две из Москвы и Казани. Решения принимались на основе данных математических моделей. Развивалась концепция шаговой доступности, в рамках которой горожанин живет рядом с работой и местами отдыха, не совершая больших переездов ежедневно.

В частности, планируется развитие городских пешеходных, велосипедных и водных маршрутов. Последние будут проходить по Казанке и Голубым озерам. Генплан предусматривает и благоустройство набережных всей системы озер Кабан, Казанки и Волги. Проект благоустройства последней глава РТ Рустам Минниханов поручил разработать еще в 2015 году.

Предполагается, что зеленая зона в Казани увеличится на 12% с 9,8 до 17,1 тысяч гектаров. «Каждый кусочек территории, который может быть зеленым, был взят на учет. В генплане закрепляются все зеленые территории: на них будет невозможна застройка, их нельзя будет перевести в жилую застройку», - сказал Григорьев.

Он добавил, что на данный момент экологическая обстановка Казани «оставляет желать лучшего». В частности, из-за завода «Оргсинтез» и сети дорог – проезжающий по ним транспорт дает выбросы в атмосферу. Григорьев заявил, что часть предприятий будет вынесена за черту города. В результате опасные выбросы уменьшаются с 19 до 14%, шумовое загрязнение снизится на 10-15 децибел.

«Не могу показать ни одной схемы по инженерным сетям, поскольку они имеют статус секретности, но общие цифры могу сказать», - объявил Григорьев. Новый водозабор планируется построить в районе села Столбище. Он войдет в кольцо таких сооружений вместе с водозаборами на Волге и в Дербышках. Планируется постройка 9 водопроводных узлов и такого же количества водоносных станций

Кроме того, в городе появится около 507 км канализации, в том числе – к садовым товариществам. До 2035 года в Казани должно появиться еще 14 подстанций, обеспечивающих город электричеством. По словам Григорьева, предусмотрен перенос части существующих и строительство новых линий магистрального газопровода, возведение двух ТЭЦ.

Снос домов и «зона 430»

В то же время магистральные газопроводы стали настоящей головной болью жителей Казани. Так, жители поселка Салмачи, построившие дома в охранной зоне соответствующего объекта «Газпрома» в течение нескольких лет судились с компанией, настаивавшей на сносе построек. После опубликования проекта нового генплана они подняли этот вопрос вторично.

Однако присутствующий на слушаниях советник мэра города Владимир Фомин заявил, что еще в прошлом году во время «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путным глава государства заявил, что построенные в таких зонах дома должны оставаться на своих метах. Однако новое жилое строительство в охранной зоне газопровода будет запрещено.

Кроме того, в рамках генплана должен решиться вопрос с нехваткой объектов социальной инфраструктуры. В городе перегружены 80% детских садов – до 2035 года должно появиться 350 таких учреждений, дефицит в поликлиниках испытывают 36% населения. До конца срока действия генплана в городе планируют построить 108 таких объектов, а также 184 школы на 159 тысяч мест.

Для решения «дорожного вопроса», по словам Григорьева, был проведен ряд исследований транспортной доступности разных частей города. Определялась загруженность магистралей, просчитывался стиль вождения казанских автомобилистов в разное время суток. При планировке дорог учитывались потоки жителей всей Казанской агломерации, приезжающих в Казань на работу.

Большинство присутствующих горожан собрались непосредственно ради обсуждения плана дорог через поселки. Фомин в очередной раз объявил жителям Борисоглебского, что их дома не будут снесены ради дороги. Городским властям удалось найти решение с Казанским авиационным заводом (КАЗ) – рядом проходит его зона аварийной посадки – и увести магистраль от жилых строений.

Помимо этого, жителей Борисоглебского волновало, что по новому плану их дома попадают в санитарную «зону 430», где запрещено дальнейшее жилищное строительство. Они потребовали от разработчика «перекрасить» ее в документе. «Я покрашу ее в другую зону, и завтра пойду под суд», - ответил Григорьев, добавив, что такие решения принимаются на федеральном уровне.

Часть пришедших активистов успокоилась после сообщения о том, что их дома не снесут. Однако, по словам местного жителя Рахимова Марата, многие участки в этой зоне были взяты в ипотеку, а теперь семьи до 2035 года не могут начать строительство домов. Рахимов также передал Фомину документы, в которых КАЗ якобы до сих пор разрешает строиться на этих участках.

Один из присутствующих, одетый в яркую майку с надписью «Мы не зеленая зона», подойдя к микрофону, заявил, что его мать – пенсионер и заслуженный учитель Татарстана. Он не может построить ей дом на купленной земле из-за введенных ограничений. Советник мэра попросил мужчину извиниться перед своей матерью от имени городских властей.

Фомин предложил сформировать рабочую группу после завершения основного этапа публичных слушаний. По его словам, данный вопрос будет проработан с КАЗ. Фомин также сообщил, что руководство завода оплатило ОАО «ГипроНИИавиапром» 15 млн рублей за проработку плана, в которой земли поселков будут выведены из «зоны 403». Результаты будут известны не раньше августа.

Помимо Борисоглебского, проблема со сносом домов решена еще в ряде поселков. Проект прокладки магистралей был переделан в части участков дорог через поселки Карьер – здесь под снос могут попасть менее 5 домов вместо нескольких десятков, Новая Сосновка и Вознесение. Тем не менее, жители поселков по нескольку раз требовали справедливости, и им заново объясняли, что решение найдено.

Транспорт к «Салават Купере» и отсутствие метро

В первую очередь – до 2025 года - должна появиться долгожданная дорога-дублер Горьковского шоссе, которая свяжет центр города с жилым комплексом «Салават Купере» и часть Вознесенского тракта, огибающего город с востока. Кроме того, планируется «замкнуть» большое казанское кольцо трамвайной линией – сделать маршрут номер 5 кольцевым.

Отдельная линия скоростного трамвая должна соединить «Салават Купере» и центр города. В городе также может появиться линия кольцевого железнодорожного транспорта: ее прокладка за федеральный счет рассматривается, заявил Григорьев. Однако строительство второй ветки метрополитена разработчиками генплана не рекомендуется. В целом, у города нет денег на его развитие.

Одна из присутствующих на слушаниях жительниц города назвала выводы разработчиков генплана «необоснованными», а отсутствие метро – «стратегической ошибкой». Доводы Григорьева о том, что казанское метро не загружено на расчетную мощность – оно перевозит 5 вместо 45 тысяч человек – и обходится «страшно дорого», женщину не убедили.

Так, в Казани планируют построить еще два моста через Волгу, один из них – в районе лаишевского транспортного узла. Однако затраты, необходимые на постройку этих мостов не включены в предварительную смету генплана. А возвести их планируется до 2050 года при наличии финансирования.

Тем не менее, в городе появятся широкие магистрали. По словам Григорьева, это необходимо для того, чтобы распределить транспортные потоки с восточной части города, население которой будет увеличиваться. Он заявил, что если эти дороги не будут построены, то уже к 2035 году мосты, соединяющие берега Казанки, будут останавливаться в «глухих» пробках.

«За всеми работами стоит многократный просчет, многократный перебор всех вариантов размещения улично-дорожной сети, объектов в городе. То, что вы сейчас видите – это близкое к равновесному состоянию предложение, которое позволяет городу двигаться без особого затруднения при том количестве населения, уровне автомобилизации, который мы прогнозируем», - сказал Григорьев.

Бизнес против дорог

Однако именно прокладка городских магистралей стала основным камнем преткновения разработчиков и представителей бизнеса. На слушаниях выступил представитель ЗАО «Интех» - организатора промышленной площадки «Комбинат» по ул. Магистральная Адель Мазитов. Прокладка магистрали по этой территории приведет к сносу значительной части зданий промплощадки.

На сформированной за последние несколько лет территории работают производители товаров и предприниматели. Здесь расположено 8 зданий, в которых находятся, в частности, магазины. Однако земли так и не были переведены властями города в «зону обслуживания населения». В новом генплане они попадают в зону озеленения, где постройки не предусмотрены.

«Это, по сути ставит крест на этом участке и 8 существующих зданиях. По нашим предположениям, эта зона озеленения должна служить защитным барьером отделяющим производственную зону от предполагаемого – Казанского финансового района, которая реализуется с предполагаемыми инвесторами из Малайзии», - сказал Мазитов.

Кроме того, 4 здания промпарка попадают под снос из-за строительства развязки на перекрестке улиц Тихорецкая и Магистральная. Впоследствии она должна перерасти в мост через Волгу, деньги на строительство которого не заложены в генплане. По словам Мазитова, он вряд ли будет построен, в то время как интересы населения и бизнеса будут ущемлены.

«Прокладка дороги через Борисково затронет несколько десятков существующих домов. Кроме того необходимо снести ряд баз, в том числе базу «Почты России». Развязка подводит под снос более половины пивоваренного завода «Эфес», «съедает» почти всю парковку ТЦ «Метро», часть территории «Таттехмедфарм» и грузовой станции «Вахитово» РЖД», - сказал он.

Бизнесмен предложил сформировать рабочую группу из местных жителей и представителей бизнеса и еще раз пересмотреть проект планировки данной территории. По его словам, и намеченную дорогу, и место предполагаемого строительства моста можно перенести, что только сократит затраты на проект. Члены комиссии молча выслушали его и вызвали следующего выступающего.

Однако главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева ответила предпринимательнице, которая купила несколько соток земли на ул.Назарбаева, согласовала разрешение на постройку офисного центра, а затем узнала, что по ее земле пройдет развязка. Прокофьева посоветовала обратиться в управление градостроительства Казани для получения компенсации за землю.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter