Дополнительное изъятие нефтяных налогов ударит по Татарстану

Дополнительное изъятие нефтяных налогов ударит по Татарстану

29 декабря 2016, 09:43
Общество
Глава РТ Рустам Минниханов на днях сравнил с раскулачиванием грядущее изъятие дополнительных налогов у регионов. Отчисления в федеральный центр растут, а субсидии Татарстану с 2012 года сократились вдвое. Сверхобложение неэффективно, но другого выхода нет, говорят эксперты.

Фото: tourkids.ru

Характер высказываний Минниханова по вопросу централизации налогов за три месяца изменился с умеренно озабоченного до резко критического. Если в конце сентября глава республики говорил, что без перераспределения 1% налога на прибыль в пользу федерального центра «было бы немножко лучше», то на днях назвал это решение глупостью и раскулачиванием.

«В одностороннем порядке принимается решение на федеральном уровне. Никаких согласований, — негодовал Минниханов на заседании Госсовета РТ. — Плюс еще есть попытка изменить соотношение по софинансированию: те, кто хорошо работает, вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости!»

Минниханов предупредил: при такой схеме распределения налоговых доходов в будущем году «весь заработок уйдет на покрытие того, что у нас изъяли». «У нас тоже люди живут, мы создаем добавленную стоимость, мы платим налоги, создаем рабочие места! Никто не слышит», — сетовал глава Татарстана.

С 2017 года регионы станут отчислять в федеральный бюджет больше налогов, чем раньше — увеличатся отчисления налога на прибыль (главная доходная статья бюджета РТ) и вырастут ставки налога на добычу ископаемых. От налога на прибыль в бюджетах субъектов будет оставаться не 18%, как сейчас, а 17%. По подсчетам минфина РТ, это отнимет у Татарстана около 6,5 миллиарда рублей. Из-за повышения ставки НДПИ республика может потерять около 1,9 миллиарда рублей, оценивал в октябре министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.

Дополнительный процент от налога на прибыль с регионов начнут собирать по предложению минфина России. По его задумке, доходы, полученные в результате изъятия 1%, затем перераспределят между бедными субъектами.

Кроме того, субъектам в следующем году оставят 66% от акцизов на нефтепродукты вместо нынешних 88%. Вместе эти дополнительные сборы осложнили верстку бюджета на 2017 год, сетовал Гайзатуллин: «Это — я точно могу сказать — за последние 10 лет самый напряженный бюджет». В связи с этим осенью Минниханов направил обращение на имя главы минфина РФ Антона Силуанова, попросив о рефинансировании кредитов Татарстану. Предоставление кредита в 1,6 миллиарда на рефинансирование долга республики предусмотрено в бюджете России на будущий год.

При этом федеральные субсидии Татарстану (без учета разовых кредитов на Универсиаду-2013) с 2012 по нынешний год сократились с 24,3 до 12,3 миллиарда рублей, то есть в два раза, рассказывал Гайзатуллин на совещании с Миннихановым и Силуановым 17 декабря. По данным минфина, в федеральный бюджет уходит 57% налогов, начисленных семью крупнейшими компаниями Татарстана.

Некоторые основания для недовольства консолидацией налогов есть, считает замначальника управления анализа рынка акций «Велес Капитала» Василий Танурков. Например, рост ставки НДПИ сам по себе не должен существенно сказаться на регионе, но в сумме все грядущие налоговые изъятия увеличат нагрузку на бюджет, говорит он.

«Делать выводы, что бюджетный федерализм несправедлив к отдельным субъектам нельзя, — говорит член Общественной палаты РФ и член Российской академии юридических наук Артем Кирьянов. — Мы можем углубиться в основу государства и права и вспомнить, что это такое: народ делегирует полномочия, в том числе финансовые, на поддержание таких функций как международная политика и безопасность. Я думаю, сегодня это не должно обсуждаться», — резюмирует Кирьянов.

Решения о перераспределении налогов — вынужденные. «Федеральный бюджет в сложном положении, одна надежда — что цены на нефть будут выше, говорит ведущий сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

Да, повышение НДПИ снизит прибыль нефтяников, а перераспределение акцизов на нефтепродукты плохо скажется на добывающих регионах, к которым относится Татарстан, признает он.

«Как к этому относиться? Федеральный центр представляет, что часть регионов в скверном положении. Ситуация в них совершенно разная, есть лежащие на боку, — продолжает эксперт. — Центр не может помочь своими деньгами, поэтому забирает у других субъектов. Эти меры не лежат в плоскости экономической эффективности, быстрее развиваться страна из-за них не станет. Но исходят из соображения, что дыры надо чем-то заткнуть, а затыкать больше нечем», — говорит Чернявский.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter