Posted 30 января 2020, 06:00
Published 30 января 2020, 06:00
Modified 20 августа, 15:27
Updated 20 августа, 15:27
По словам Касамары, она 10 лет занимается исследованием молодежи, и за эти годы ее представители сильно изменились. Речь идет о поколении, которое выросло в то время, когда Владимир Путин был президентом и председателем правительства.
Между сегодняшней молодежью и их родителями — большая разница в политическом поведении, ценностях и коммуникационной среде.
«Вопрос, является ли поколение Путина новым политическим поколением, это, мне кажется, главное, о чем нам приходится задумываться», — отметила проректор.
Она сравнила данные ВЦИОМ накануне распада советского союза, 1989 года, и сведения 2017 года по одним и тем же параметрам. Выяснилось, что увеличилось количество молодых людей, которые считают, что государство должно всячески уменьшать различия в жизни людей. Если до развала таковых насчитывалось 11%, то сейчас запрос на социальное равенство вырос.
Нынешняя молодежь в целом довольна качеством образования.
«Но здесь есть интересный момент: молодому человеку всегда хочется сказать, что у него все хорошо. И в этом выражается такая компенсаторная реакция. Но при этом они критикуют высшее образование в стране в целом, выделяя себя, что у меня-то хорошо, а кругом-то не очень», — пояснила Касамара.
Хотят ли молодые люди уехать? На теме утечки мозгов пытаются спекулировать, считает Касамара.
«Хочу привести в пример вашу республику. Молодежь чувствует себя востребованной в Татарстане. Я проводила много исследований и много общалась на эту тему. Я бы, наверно, сказала, что ни в одном другом субъекте нет такого ощущения у молодежи, что они нужны в своей республике», — сказала исследовательница.
С момента развала произошло «гигантское изменение» в понимании патриотизма. В результатах 1985 года служба в армии воспринималась как нечто обязательное, без этого никак нельзя. Сегодня молодежь — это «новые пацифисты».
«Я теперь думаю, чем можно объяснить этот пацифизм. То ли нежеланием служить в армии, и поэтому нужен мир во всем мире, и тогда можно туда не ходить. То ли действительно это совершенно новое поколение, которое по-другому на международные отношения смотрит. Но когда спрашиваешь их, можно ли считать человека, который не служил в армии, патриотом, то половина уверена, что можно. А вот когда ты их спрашиваешь, можно ли считать человека патриотом, если он коррупционер, то молодежь однозначно говорит, что нет», — добавила спикер.
То, что молодежь готова противостоять коррупции, — это именно ее ценность, которой не было у их родителей.
Мечтают поколения тоже о разном. Жизнь родителей сегодняшней молодежи пришлась на развал союза, кризисы. В их голове отложилось, что по советской традиции надо было заиметь квартиру, дачу, купить машину и таким образом заявить, что ты человек состоявшийся.
«Для сегодняшней молодежи, как они говорят, неважно в каких кроссовках гулять по Парижу. Поэтому чем больше ты путешествуешь, тем твоя жизнь становится интереснее», — подчеркнула Касамара.
Что касается работы, то в головах молодых людей пока что уживаются вещи несовместимые: с одной стороны, они хотят социальных гарантий, бесплатной медицины и образования, уверенности в завтрашнем дне, гарантированной зарплаты, при этом чтобы у них не было начальника, чтобы быть самому себе хозяином, иметь свою фирму.
Также Касамара затронула тему лидеров этой социальной группы — по ее мнению, их пока нет.
«Когда мы говорим про лидеров общественного мнения, то в работе с молодежью самое сложное является то, что у них нет одного лидера. Если бы здесь сейчас сидела молодежная аудитория, я бы задала несколько вопросов и попросила их поднять руки, то вы бы увидели, что нельзя взять одного блогера, который сразу был бы авторитетен у всей молодежной аудитории. Их будет 10, их будет 15. И предпочтения молодежи очень диффузные», — раскрыла она подробности.
Резюмируя свой доклад, Касамара выделила главную черту, характеризующую молодежь сейчас.
«Все, что делаем мы, мы делаем через слово «надо». «Умири, но сделай». «Заболел — неважно». «Я сказал, что сделаю — выполню, доведу до конца». Это чувство ответственности, которые мы несем на своих плечах.
Когда мы через призму «надо» разговариваем с молодежью, она смотрит на нас и дальше обескураживает простыми вопросами: «Кому надо? Зачем надо? Почему надо?». Дальше многоточие. «Не хочу». Поэтому если мы хотим, чтобы они захотели и чтобы у нас что-то получилось, мы должны их сделать своими соратниками», — считает преподаватель ВШЭ.
По ее мнению, нужно сделать так, чтобы молодые люди, которые сейчас занимают потребительскую позицию, были готовы помогать.
«У них запрос по отношению к государству очень большой, но желания что-то сделать в ответ в десятки раз меньше, чем у поколения родителей», — заключила Касамара.