Posted 30 марта 2020,, 06:00

Published 30 марта 2020,, 06:00

Modified 17 сентября 2022,, 16:56

Updated 17 сентября 2022,, 16:56

От клюшек до кроссовок: появится ли в России реестр спортивных предприятий

30 марта 2020, 06:00
«Бизнес-вектор» выяснил, какие показатели имеет спортивная индустрия, сколько российских компаний занимается товарами для физической культуры и чего ждать представителям отрасли в этом году.

На сегодняшний день каждый третий житель России занимается спортом или физкультурой. Правительство не раз заявляло, что необходимо увеличить это число до 55%, для чего и был создан ряд национальных проектов. Компании, занимающиеся производством спортивных товаров, возлагают на это большие надежды.

По словам экспертов, чем сложнее товар при производстве, тем выше его маржинальность, то есть меньше заработок. К примеру, сделать шведскую стенку может практически каждый, а вот профессиональную баскетбольную стойку обычный человек не сделает. При этом президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин отмечает, что в стране необходимо поддерживать как спорт высших достижений, так и массовый спорт.

По данным ТПП, рынок спортивных товаров превышает 500 млрд рублей в год. 210 млрд — это спортивная одежда, что составляет 40% от общего объема. На спортивную обувь приходится еще 120 млрд рублей. На инвентарь и оборудование — 147 млрд рублей. На тренажеры — 53 млрд рублей.

К примеру, тульская компания «Профиджим» делает тренажеры для лечения травм. Основная себестоимость приходится на металл, плюс другие материалы. В среднем на сырье для одного тренажера необходимо 40 тысяч рублей. Основными заказчиками являются не только частные клиенты, но и тренажерные залы.

Одним из татарстанских заводов, занимающихся производством спортивных клюшек, является «Заряд» хоккеиста Даниса Зарипова. Первую клюшку компания выпустила в 2016 году, с того времени она добилась поддержки от правительства республики, минпромторга России и профильного комитета Госдумы. Летом 2019 года половину доли «Заряда» выкупила дочерняя компания «Росатома». Представители покупателей заявляли, что целью сделки является расширение линейки товаров.

На сегодняшний день в России ведущим поставщиком спортивного оборудования считается «Олимпсити», за 2019 год оборот компании составил 200 млн рублей. Основная часть продукции отправляется в школы и спортивные центры, поэтому главным покупателем является государство. Эксперты ТПП считают, что такая зависимость от государства в этом году может сыграть злую шутку. В связи с ослаблением рубля закупки могут упасть на 70%. Также большой проблемой станет коронавирус, из-за которого нарушены поставки материалов для производства из Китая.

Но многие производители уверены, что COVID-19 поможет им изменить ситуацию, сложившуюся из-за теплой погоды. К примеру, калужский «Центр спортивных технологий» изготавливает 70% лыж на мировом рынке. Из-за аномально теплой зимы аналитики компании ожидают спад продаж на 20%, но компенсировать его они намерены поставками за границу.

По данным российских властей, около 300 компаний участвуют в спортивной индустрии. Эксперты уверяют, что фактически ситуация обстоит иначе, так как в категорию «спортивные товары» можно отнести все что угодно: от футболки до парашюта. Поэтому ТПП предлагает создать специальный реестр спортивных предприятий с перечнем товаров.

«Отсюда рождается следующий вопрос — это формирование предложений для государства, каким образом поддерживать развитие этой отрасли. Это могут быть финансовые вопросы, могут быть нефинансовые вопросы регулирования этой отрасли. Например, обнулить пошлины на ввозимое сырьё для производства спортивных товаров. Такая тема тоже существует, не всё в качестве сырья имеем здесь в России», — считает Катырин.

"