Posted 31 мая 2010,, 05:30

Published 31 мая 2010,, 05:30

Modified 12 сентября 2022,, 03:21

Updated 12 сентября 2022,, 03:21

Как мостили казанские улицы

31 мая 2010, 05:30
Как мостили казанские улицы

В Казани камнем первую улицу замостили в 1829 году. До этого, как и в других российских городах, мощение улиц Казани было деревянным. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

На снимке, сделанном с церкви Четырех Евангелистов (сейчас на этом месте угловая сталинка с рестораном «Афродита») — перекрёсток Московской и Евангелистовской улиц. Название Евангелистовской улицы дано по этой церкви, название Московской — по церкви Московских чудотворцев. Слева видна построенная в 1849 году на средства купца И.Г Юнусова соборная мечеть на Сенном базаре (автор проекта арх. А.И.Песке). Снесённый большевиками минарет мечети был восстановлен ровно 20 лет назад.

В 1866 году по проекту архитектора П. И. Романова было построено здание номеров «Булгар», которому суждено было стать важным памятником татарской культурной и общественной жизни. О номерах «Булгар» написано много, достаточно ввести в поисковик два этих слова и вы получите подробную справку. Мы же добавим то, чего нет в интернете: попытка устроить музей Тукая была сделана еще до войны — об этом в 1938 году сообщала «Литературная газета». Номер №38 был превращен в мемориальный. Однако что стало с этим номером потом и почему успех не сопутствовал намерению — неизвестно. В конце концов музей Тукая был создан в особняке Апакова, более известном как «дом Шамиля» — в доме, в который Тукая вряд ли пустили дальше прихожей. А подлинное культурное гнездо татарской Казани было недавно снесено.

На снимке показано мощение Евангелистовской улицы и это даёт нам повод рассказать о мощении казанских улиц вообще. Немецкий профессор Эрдман в одной из своих работ отмечал ужасающую грязь именно этого района Казани. «Самым большим навозным бассейном является расположенный в нижней части Сенной базар. Там беспрерывно стоят лошади и поэтому даже в жаркое время года некоторые места вследствие высыхания поверхности покрыты лишь коркой, сквозь которую легко провалиться в топь. Позади него (Сенного базара) находится еще один открытый нечистый пруд», — писал он. Поэтому мощение было более чем настоятельной необходимостью.

Как и в других городах России, мощение улиц Казани сначала было деревянным: мостили «торцами» (плотно прижатыми друг к другу деревянными шестигранниками) или же просто бревнами и досками. В начале XIX века стал подниматься вопрос о замощении улиц камнем. В 1812 году Александр I утвердил «предположение» Казанского губернского правления о замощении Казани камнем, и всем прибывающим в Казань судам было предписано привозить по 10-30 камней. Однако до замощения первой улицы прошло 17 лет.

В первую очередь в 1829-33 годах были замощены камнем Крепостная улица в Кремле, Проломная и Георгиевская улицы на всем их протяжении, Рыбнорядская, Поперечно-Воскресенская, Петропавловская, Гостинодворская, а также Успенская и Московская улицы. Из 32 улиц и 160 переулков в 1844 г. 19 были замощены камнем, 3 деревом, 8 торцами. Из 16 площадей камнем были выстланы 4.

Материалами для мощения первоначально служили булыжник и так называемый «акинский камень» — добывавшийся у деревни Аки плотный известняк. Причём оба материала использовались совместно, и лишь Проломная улица и Рыбная площадь были, как и Крепостная улица в Кремле, выложены только булыжником. Булыжник и позднее находил только ограниченное применения: в 1848 г. им был замощен спуск с Ново-Горшечной улицы, а в 1870 г. Мочальная площадь. Позже для мощения стал применяться и «печищенский камень»: в 1872-73 гг. этим камнем были замощены Архангельская улица в Ягодной слободе и Большая улица в Адмиралтейской.

Следует заметить, что иногда при мощении сочетались торцы и булыжник. Так, одно время центральную часть мостовой на Воскресенской улице покрыли торцами, а края той же мостовой были укреплены булыжником. На всех улицах тротуар отделялся от мостовой неглубокими канавками (лотками), через которые у входов в магазины или подъезды были перекинуты чуть изогнутые кверху деревянные мостки. Иногда, правда, лотки располагались посредине мостовой. Тротуарные тумбы составляли неотъемлемую деталь городского пейзажа, до тех пор, пока решением Техническо-строительного комитета МВД в 1899 году они не были признаны не только ненужными, но и опасными.

Акинский и подобный ему «белянкинский» камень были мало пригодны для мощения: они легко истирались и путешественники отмечали «необыкновенно едкую казанскую пыль», что было неудивительно, если вспомнить, что акинский камень представлял собой известняк. Городская дума и управа попытались было уменьшить применения акинского камня для мощения, но с 1885 года мощение этим малопригодным материалом возобновилось.

Толчком к расширению работ по мощению улиц послужил неурожай 1892 года. Дума, получив правительственную ссуду для организации общественных работ по случаю неурожая (на этих работах использовались прибывавшие в город толпы голодающих крестьян), решила произвести замощение улиц местными видами камня (акинским, белянкинским и печищенским). В 1892 году было замощено более 15 000 кв. сажен улиц и площадей, после чего в течение нескольких лет нового мощения не велось.

Работы по содержанию тротуаров в порядке были вменены в качестве повинности домовладельцам, чьи дома располагались по данной улице. Были у них обязанности и по содержанию мостовых. «С улиц, против каждого дворового участка до середины улицы… владельцы должны убирать навоз, сор и всякие нечистоты ежедневно и немедленно свозить их в назначенные Городской управою места, или же, при малом количестве нечистот, убирать в сколоченные из досок и открытые ящики или на особо огороженные места во дворе и вывозить по мере накопления этих мест и ящиков…. В зимнее время не должно допускать только излишнего накопления снега… Весной, когда начинает таять снег, обязательно ежедневно сгребать обтаявший сверху навоз, не разбивая ледяной коры, и убирать его… Когда езда в зимних экипажах вследствие обтаявшего снега сделается неудобною, то остатки ледяной коры на улицах и площадях должно скалывать…, но воспрещается свозить или перебрасывать остатки ледяной коры на дворы», — указывалось в одном из думских постановлений. И там же добавлялось, что «на обязанности легковых извозчиков лежит очистка от навоза и других нечистот, а также дезинфекция занимаемых мест на улицах и площадях».

Лев Жаржевский

Фото из архива Льва Жаржевского. Современное фото Егора Алеева.

"