Posted 31 июля 2020,, 15:09

Published 31 июля 2020,, 15:09

Modified 18 сентября 2022,, 10:39

Updated 18 сентября 2022,, 10:39

Удивительные цифры: рост смертности от COVID и отсутствие официальной статистики

31 июля 2020, 15:09
Несмотря на то, что, по официальной статистике, в Татарстане ежедневно регистрируют не более 40 новых случаев коронавируса, количество смертей от инфекции резко возросло. Только за прошедший месяц умерли 28 человек — столько не регистрировали ни в начале, ни на пике пандемии. В причинах этого разобрался Inkazan.

Рост смертности

Коронавирус пришел в Татарстан раньше, чем во многие другие регионы. Первых больных в республику доставили в конце февраля с пассажирского лайнера Diamond Princess, на котором зафиксировали вспышку вируса. Активно распространяться по республике заболевание начало в марте, пика достигло в конце апреля и начале мая, тогда за сутки в регионе заряжалось по 100 человек.

В пик заболеваемости, 27 апреля, по официальным данным, в Набережных Челнах скончался первый инфицированный. К 23 июня, спустя 4 месяца, когда заболеваемость в сутки составляла не более 40 больных, в Татарстане, по официальным данным, умерло 13 человек. Тогда замминистра здравоохранения Татарстана Владимир Жаворонков объяснял низкую смертность тем, что медики борются не против коронавируса, а за здоровье пациента.

Статистика стала расти в худшую сторону, за месяц общее число умерших от нового вируса достигло 41 человека. Минздрав связал это с большим числом тяжелых больных, которые долго находились на аппарате искусственной вентиляции легких. По мнению главного инфекциониста Татарстана Халита Хаертынова, определить причину скачка смертности сложно, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Причины могут быть связаны как с вирусом, так и с сопутствующими патологиями

К примеру, сахарный диабет резко увеличивает развитие тяжелых форм заболевания, тоже самое можно сказать про избыточный вес. «Количество заболевших начало увеличиваться в мае, именно тогда начали открывать дополнительные госпиталя, что говорит о нехватке коек и росте количества больных. Вместе с этим выросла вероятность развития тяжелых форм и летальных исходов», — заявил Хаертынов Inkazan.

Удивительная статистика

В июле Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные о смертности в Татарстане за май 2020 года. Она выросла на 4,2%, за месяц скончались 3 928 человек. Естественная убыль населения составила 717 человек. На это Жаворонков заявил, что смертность «находится в абсолютно понимаемых, объяснимых эшелонах». А то, что в Челнах за полгода она выросла на 26,6%, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, в минздраве связали не с коронавирусом, а с тем, что горожане стали реже обращаться к медикам.

Параллельно свои данные за этот год огласил Татарстанстат. Но они оказались, весьма избирательными: лишь с января по май 2020 года без раскладок по месяцам. По ним число умерших выросло на 492 случая. Данных за июнь опубликовано не было, что вызвало вопросы. Первый замминистра здравоохранения Татарстана Альмир Абашев заявил, что «вопросы, касающиеся официальных данных по смертности, в прерогативе иных органов государственной власти».

Тотальное недоверие

О недоверии самих врачей к официальным данным смертности рассказал депутат Госдумы от Татарстана, доктор медицинских наук Борис Менделевич. По данным опроса ФОМа, этой информации не верят 60% российских медиков, а почти половина считает данные заниженными. По словам парламентария, данная ситуация возникла из-за отсутствия единой методики подсчета, в том числе и смертности от нового коронавируса.

Если в одних странах расчет идет на 100 000 населения, в других он зависит от количества больных. «Врачи, работая непосредственно внутри системы здравоохранения и, конечно, встречаясь каждый день с болезнью лицом к лицу, имеют свой субъективный взгляд на данную ситуацию. С другой стороны, они могут быть знакомы системой здравоохранения других стран и как специалисты оценивать статистику», — заявил Менделевич.

В достоверности официальной статистики усомнился депутат Госсовета Эдуард Шарафиев. Еще в начале июня он заявил, что она будет занижаться в преддверии всенародного голосования. Чуть позже он рассказал, что к нему обратились «уже несколько человек, рассказав о фактах, которые нарушают оптимистичную картину». Развивать мысль Шарафиев не стал, сославшись на то, что его могут обвинить в распространении фейковой информации. Глядя на официальную статистику сейчас, не стоит забывать, что на носу сентябрьское голосование.

Запоздалые цифры

Удивляет и тот факт, что данные о смертях публикуются гораздо позже их факта. К примеру, только 11 июля сообщили, что 16 июня в Казани от коронавируса скончалась женщина, а в Чистополе 26 июня умер мужчина. А 26 июля власти дали информацию о том, что больше месяца назад, 22 июня, умер мужчина в Набережных Челнах. Абашев заявил, что процесс выявления смерти от коронавируса COVID-19 может длиться до 40 дней.

Такого же мнения придерживается и Хаертынов. По словам медика, каждый пациент, погибший от коронавируса, должен быть подвергнут аутопсии, которая предполагает исследование разных органов, на что уходит определенное количество времени. Смуту вносят и отмены пресс-конференций с участием представителей отвечающих за вопрос ведомств.

Сначала отменили пресс-конференцию оперативного штаба республики по коронавирусу, где должны были выступить руководитель оперштаба, вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, глава минздрава Марат Садыков, начальник управления ЗАГСа Татарстана Гульшат Нигматуллина. На этой неделе должно было пройти расширенное заседание коллегии минздрава с участием премьер-министра республики Алексея Песошина, но и ее перенесли.

Узнать, есть ли у властей какое-то объяснение такому резкому росту смертности, и не означает ли это, что ситуация с коронавирусом ухудшилась, не удалось: представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что находится в отпуске. Несмотря на заверения в том, что все нормально, даже официальные цифры вызывают вопросы. Очевидно, что весь рост смертности нельзя списать на коронавирус, но такие данные явно нуждаются в объяснении.