Posted 31 октября 2019,, 10:35

Published 31 октября 2019,, 10:35

Modified 17 сентября 2022,, 16:31

Updated 17 сентября 2022,, 16:31

Мусорная война: казанский частный сектор против регоператора

31 октября 2019, 10:35
В редакцию Inkazan обратились жители поселка Салмачи. Региональный оператор по вывозу мусора УК «ПЖКХ» разослал им квитанции с задолженностью по оплате. Люди погашать ее не собираются. Они уверены, что услуга вывоза отходов им не предоставляется, а их персональные данные распространяются с нарушениями.

В 2016 году на улице Черноплодная в Салмачах убрали контейнер для мусора. Часть местных жителей перестала оплачивать вывоз отходов. Год спустя от оплаты отказались их соседи. Долги перед компаниями накапливались, а министерство труда, занятости и соцзащиты РТ перестало выплачивать жителям поселка субсидии, ссылаясь на коммунальные задолженности.

В январе в Татарстане заработали два регоператора по вывозу мусора – ООО «Гринта» и УК «ПЖКХ». Последняя отвечает за запад республики, в том числе Казань. Депутат Госсовета РТ от ЛДПР Эдуард Шарафиев заявил Inkazan, что на прошлой сессии парламента республики поднимали вопрос о «мусорной реформе».

«Не отрегулирован вопрос о том, кто должен организовывать места сбора, пока даже на федеральном уровне. Поэтому в сложных местах это перекладывается с регоператора на муниципалитет, с муниципалитета на местные территории и впоследствии на собственников. Так вопрос и футболится. Эти вопросы возникают не только в Салмачах», – сказал Шарафиев.

С января стоимость вывоза мусора рассчитывается не по квадратуре помещения, а по числу проживающих. Осенью УК «ПЖКХ» отправило жителям Салмачей квитанции с задолженностью. Люди заявили, что в них неправильно указаны данные о количестве проживающих и прописанных, поэтому сумма долга не соответствует действительности.

В УК «ПЖКХ» Inkazan сообщили, что плата взымается как с постоянно, так и временно проживающих лиц. Ко второй категории относятся люди, которые пребывают в квартире более 5 дней подряд. Информацию о жителях поселка регоператор получил «в ходе обхода и опроса» людей. Данные зафиксировали в акте обхода, на основании которого выставили счета.

«Если граждане не согласны с выставленными квитанциями об оплате или количеством проживающих, они могут подать заявление на перерасчет», – сообщили в ответе. В пресс-службе ООО «Гринта», отвечающего за восток Татарстана, Inkazan сообщили, что подобных ситуаций у регоператора не возникало - компания работает напрямую с администрациями районов.

В конце прошлого года 13 жителей Салмачей написали коллективное обращение регоператору с просьбой заключить индивидуальные договоры, так как поблизости нет контейнерных площадок. Предложенное жителями решение предполагает, что на 2-3 дома установят один контейнер. Компания от него отказалась, объяснив это тем, что зимой в поселке не чистят улицы.

«Тут уже возникает вопрос к городским службам: Салмачи - это город, мы в 21-м веке, люди что, оттуда на лыжах выбираются? Или не выбираются они оттуда зимой совсем? Почему регоператор не может дойти до контейнерных площадок, которые, допустим, будут установлены, зимой?», – заявил Шарафиев.

По словам депутата, в этой ситуации может быть как недоработка городских властей, так и самого регоператора, который пытается переложить ответственность на третьих лиц. В любом случае, потребитель не должен страдать от этого, а республиканские власти должны взять на себя ответственность и решить проблему, считает он.

«Я, как депутат, только сейчас этот вопрос узнал. При следующей возможности я могу этот вопрос тоже поднять. Ко мне раньше с этим вопросом не обращались», – сказал Шарафиев. Депутат Казгордумы от КПРФ Алексея Серова, заявил Inkazan, что «мусорная реформа» помимо прочего делает невыгодным раздельный сбор мусора.

Оператор получает деньги за объем вывозимых отходов, и чем больше сортируют потребители, тем меньше денег получает компания. Вопрос, по словам депутата, решается просто - нужно сделать контейнерные площадки по нормативу и вывозить мусор. Решать эту проблему должен муниципалитет, заявил депутат, регоператор отвечает только за вывоз отходов.

В мае жители Салмачей написали в прокуратуру жалобу с просьбой провести проверку в отношении УК «ПЖКХ» из-за распространения в квитанциях персональных данных без их согласия. Второй причиной стал отказ в заключении индивидуальных договоров и начисление платы за услугу, которая не оказывается.

Жители поселка хотят перейти на индивидуальный сбор мусора потому что это позволит платить за фактический объем вывезенного мусора, что уменьшит плату за услугу. Люди обращались в УК «ПЖКХ», с просьбой предоставить копии заключенных с ними договоров, однако в компании этого сделать не смогли.

«Сейчас пойти выдернуть зуб – на двух листах договор мы подписываем. Здесь – вывоз бытового мусора, и никаких договоров нет, просто так, от балды! Все упирается в то, что мы должны платить – а кому платить, за что платить и как?», – сказала жительница Салмачей Гульфира Гилязева.

На вопрос, куда жителям Черноплодной следует выкидывать мусор, в «ПЖКХ» послали людей на улицу Центральную, где контейнерная площадка стоит в 1,2 км от их улицы. Это нарушает СанПиН, разрешающий их установку не дальше 100 метров, но не ближе 20 метров от дома. Да и количество контейнеров должно быть с расчетом на количество домов.

Прокуратура заявила: из-за отсутствия площадок жителям должны быть предоставлены пакеты или другие емкости для сбора мусора, а персональные данные обрабатываются «ПЖКХ» без получения согласия. Надзорный орган внес представление об устранении нарушений, возбуждении административного дела и привлечении к дисциплинарной ответственности.

«Постановлением мирового судьи производство по административному делу прекращено по причине отсутствия в действиях УК «ПЖКХ» состава административного правонарушения. При оказании коммунальной услуги наша компания действовала исключительно в рамках закона», – заявили в УК «ПЖКХ» в ответ на запрос Inkazan.

Жители Черноплодной выбрасывают не все типы отходов, заявляют они: органические используются для кормежки животных, горючий мусор - для растопки бань. Пластик и стекло они вывозят либо на работу, либо в пункты раздельного сбора мусора.

«Я пластик отдельно отсортировываю. Я и складировала и мыла. А куда это потом нести? Каждый раз из этого в МЕГУ ездить, вот с этими пакетами или что?», – рассказала одна из местных жительниц.

Некоторые жители Салмачей скинулись и купили на два дома один контейнер, но в УК «ПЖКХ» его забраковали – нужен пластиковый контейнер, на колесиках, с крышкой. Стоимость таких баков 8-10 тысяч рублей.

По словам жителей, местные власти сообщили - в следующем году планируется расширение дорог в поселке, что сократит количество контейнерных площадок. Поэтому придется заключать индивидуальные договоры с «ПЖКХ».

Комментируя возможный снос контейнерных площадок, Серов напомнил, что в городе смогли «найти землю» для строительства многоэтажки путем сноса бани в поселке Дербышки. Следовательно, должна быть возможность установить контейнерные площадки в Салмачах.

«Здесь две проблемы – сама федеральная нормативная база, которая не стимулирует оператора заниматься нормальной сортировкой, поэтому им проще разослать эти бумажки – платите, а мы там сами разберемся. И второе – атрофия органов муниципальной власти, которые не могут организовать нормальный сбор отходов в этом поселке», – заявил Серов.

По мнению депутата, сама по себе «мусорная реформа» создает монополию из воздуха и рано или поздно приведет к появлению «мусорных олигархов».

Сейчас жители Салмачей готовят коллективный иск в суд и полагают, что «началась война» частного сектора с регоператором. По их словам, аналогичные квитанции получили жители Дербышек, Старых Горок, Нагорного, Клыков и других жилых массивов.