Posted 31 декабря 2019,, 09:01

Published 31 декабря 2019,, 09:01

Modified 17 сентября 2022,, 16:38

Updated 17 сентября 2022,, 16:38

Итоги-2019: борьба против МСЗ, альтернатива заводу и длинные щупальца «Ростеха»

31 декабря 2019, 09:01
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания. Решение о строительстве мусоросжигательного завода (МСЗ) в Татарстане принято в 2016 году. Возводить его должна «дочка» входящего в структуру госкорпорации «Ростех» «РТ-Инвест» — АГК-2.

Несмотря на то, что проект строительства казанского МСЗ стоимостью 28 млрд курирует госкорпорация «Ростех», вопросом занимаются власти Татарстана. Новость о возможном строительстве вызвала массовые протесты. Руководство АГК-2 встречалось с активистами на заре протестов, впоследствии переложив ответственность на республику. Пока МСЗ не получил необходимой документации, а протесты накалялись, Татарстан продолжал рассматривать альтернативные варианты.

Два раза на заседаниях совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» главе РТ Рустаму Минниханову предлагали альтернативный вариант МСЗ. Оба проекта реализуются в США — они вызвали интерес властей республики, делегации которой должны были изучить технологии. Официальной информации об итогах этой работы не было, в то время как руководство Татарстана продолжало знакомиться с опытом строительства МСЗ за границей.

Противники МСЗ через суд долго требовали предоставить им документацию на объект. Суд встал на их сторону, однако документы они так и не увидели — «РТ-Инвест» это опроверг. В апреле Росприроднадзор утвердил экологическую экспертизу для МСЗ — власти заявили, что проект пройдет дополнительные экспертизы. В июле стало известно, что международную экспертизу к 2020 году проведут специалисты из Германии — руководство региона пообещало, что без нее строительство не начнется.

Сроки начала возведения МСЗ переносили. В конце ноября стало известно, что началась прокладка дороги к участку, где расположится завод. Это усилило протесты. Ранее активисты предложили проводить референдумы по мусорным объектам, однако формулировку вопроса к референдуму не принял Госсовет. Противников МСЗ штрафовали за зарядку на площади Свободы. Татарстан попал в «красную зону» протестной активности.

В начале декабря протестующие поставили палаточный лагерь, протестуя против строительства дороги и требуя встречи с властями. Тогда же проект одобрила Главгосэкспертиза. 16 декабря в лагерь сначала приехала глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, заявивший, что прокладка дороги законна, а затем — ОМОН, который разогнал активистов. Некоторых задержали и впоследствии арестовали, несмотря на то, что власти призывали всех действовать в рамках закона.

После этого Минниханов поручил провести встречу с противниками МСЗ. Она прошла 19 декабря, стороны встретятся в 2020 году. Представитель «РТ-Инвест» заявил: строительство завода начнется в начале 2020-го. В конце декабря активисты провели серию одиночных пикетов, требуя отставки главы МВД по РТ Артема Хохорина, пикетировали у прокуратуры Татарстана и пытались поставить новый лагерь на месте «разогнанного».

Все эти годы руководство Татарстана вывозило журналистов и активистов на МСЗ в Европу, проводило информационные кампании — «Ростех» активно отмалчивался. Примечательно, что сами активисты настаивали на встрече с руководством республики, а не госкомпании, непосредственным заказчиком.

Комментарий заместителя директора по научной работе института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана Дмитрия Иванова:

Спектр мнений широк и в данном случае и вполне оправдан, я считаю, где-то по причине нашего незнания о самих технологиях, которые будут применяться. Кто-то является специалистом глубоким в этой области, он знает реальные, может быть и подводные камни, в том числе. Кто-то таковых не знает. Я эколог, не специалист в области химических технологий. Оценивать плюсы и минусы этого должны специалисты. Но мнение общественности нужно тоже учитывать. Пока у нас ситуация не совсем однозначная.

Я пока с этим с проектом не знаком, не могу сказать, хорош он или плох. У Геннадия Хазанова была миниатюра, такая там фраза: «Этого поэта не читали, все равно негодяй». Мне бы не хотелось таким образом обсуждать такую важную проблему. Я тоже житель Казани, мне не безразлично, какие будут у нас в городе производства. А их уже много — Казань крупный промышленный центр, огромное количество автомобильного транспорта, производственные мощности. Но это бюджет республики, это рабочие места.

Мы ведь сейчас тоже не говорим, если так вот пофилосовствовать: «А давайте-ка мы закроем с вами авиационное объединение. Или давайте-ка мы с вами закроем завод органического синтеза». Нет. Хотя мы знаем, какое количество каких веществ они выбрасывают в воздух. То же самое — будут и нормы, рассчитанные для мусоросжигательного завода. Важно строгое соблюдение технологий строительства, кто будет строить, как будут строить. Любое хорошее дело можно испортить неправильной эксплуатацией.

Поэтому, если эти вопросы будут решены на 100%, и они убедят граждан, почему нет. <…> Я думаю, что это будет высокотехнологичное предприятие, если оно будет построено по самым современным западным технологиям и будут работать специалисты, все будет нормально. Но двигаться надо однозначно через сортировку. <…> Пока горы мусора растут, может быть, надо и наше потребление снизить. Каким-то образом и над этим задумываться.

<…> Будем надеяться на нашу замечательную молодежь. Но все-таки это надо, как говорят, с молоком матери в голову «забивать». Экологическое воспитание как часть нашей общей культуры должно стать образом жизни для каждого человека. <…> Последовательная и поступательная работа должна быть, и она есть.

Наверное, иногда надо подумать и о себе: а что я сам-то сделал или не сделал, но мог бы сделать для того, чтобы все жили лучше. В общем-то, ты бросил бумажку, окурок, маленькую даже, но это все равно это твой такой маленький отрицательный вклад в ухудшение экологической обстановки. Меня больше всего возмущает, когда люди говорят одно, а делают совершенно другое.

"