Posted 31 мая 2018,, 15:41

Published 31 мая 2018,, 15:41

Modified 12 сентября 2022,, 06:33

Updated 12 сентября 2022,, 06:33

Клевое время было: Метшин и Леонов рассказали о подготовке к Универсиаде

31 мая 2018, 15:41
Ровно 10 лет назад стало известно, что Казань примет Универсиаду 2013 года. Сегодня члены оргкомитета, выигравшие эту возможность, встретились с журналистами, чтобы рассказать о том, как это было: Леонов ходил в правительство с чемоданом, Метшину снились кошмары, а Минниханов бегал в шортах по Италии.

«Только поддержите нас»

По словам депутата госдумы РФ от Татрастана Марата Бариева, который во время подачи заявки на проведение в Казани Универсиады был министром спорта РТ, перед подготовкой к празднованию 1000-летия Казани первый президент республики Минтимер Шаймиев поручил организовать «масштабные события, чтобы оставить заметный след».

«Мы начали прорабатывать, что можно провести. Естественно, Олимпийские игры нам никто не даст, чемпионат мира - какой бы вид спорта не был, кроме футбола, может быть, - это мелковато. Мы пришли к идее Универсиады», - сказал он. Несмотря на то, что спортивная инфраструктура Казани была «бедной», Шаймиев согласовал подготовку к подаче заявки.

Казань была последним городом, который подал заявку на проведение Универсиады 2011 года. По словам Бариева, федеральные власти изначально не поддержали идею. Однако впоследствии за город вступился Вячеслав Фетисов, ранее – глава Росспорта. Он добился гарантийного письма правительства РФ с поддержкой инициативы Татарстана.

Глава минобра РТ Рафис Бурганов, ранее – вице-мэр Казани, заявил, что Универсиаду было необходимо провести, чтобы «доделать» и благоустроить город, изменившийся после празднования его 1000-летия. Тогда мэр города Ильсур Метшин поставил цель - преобразовать Казань не под формат Москвы или Санкт-Петербурга, а европейского города.

«Минтимер Шарипович поехал к Владимиру Путину, где сразу нашел поддержку. Потом Владимир Владимирович несколько раз вспоминал, как Минтимер Шарипович сказал: «Только поддержите нас, мы ничего просить не будем, сами все сделаем», - сказал Бариев под смех собравшихся. Впоследствии правительство РФ выделяло Татарстану деньги по федеральной программе.

«Ближе к «безумию», то, что мы там вытворяли»

Метшин заявил, что самым сложным при подаче заявки было произнести перед аудиторией речь на английском. Учить иностранный язык, по словам главы минспорта РТ, а ранее руководителя заявочного комитета Владимира Леонова, они начали незадолго до подачи заявки, в то время как Метшину нужно было выразительно произнести 3 листа текста. Градоначальник заявил, что продумано было все, в том числе – движения рук и глаз.

Он рассказал, что время до момента объявления города-победителя шло «тяжело и долго», поэтому он с главой РТ Рустамом Миннихановым решил сходить в спортзал. Там первым лицам республики стало душно, и Метшин предложил пробежаться по улице города Турин. По словам мэра, была зима, 11 градусов выше нуля и ветер, а они были одеты в шорты и футболки.

«Люди на нас смотрят – кто в шубах, кто в пуховиках, кто-то просто заливается от смеха. Назад возвращаться неудобно. Мы, наверное, пол часа бежали. Забежали в спортивный магазин погреться. Решили спортивный костюм купить, вспомнили, что денег с собой нет», - рассказал Метшин. Леонов добавил, что странную процессию из Татарстана наблюдали и несколько членов исполкома FISU.

Метшин заявил, что проигрыш в конкурсе 2011 года был «тяжелым ударом»: тогда право проведения игр досталось китайскому Шеньчженю. Впоследствии Метшин и Минниханов посетили город. По словам мэра Казани, это был город-сказка, лучше, чем Гонконг. Леонов сообщил, что делегация Татарстана плакала, «было очень обидно».

В тот же день было принято решение о том, что Казань будет подавать заявку на проведение Универсиады-2013. К тому времени, по словам министра спорта РТ, оргкомитет города уже лично знал многих первых лиц FISU (Международной организации студенческого спорта – Inkazan). «Уезжая (подавать заявку – Inkazan), мы попросили и муфтия, и владыку, и нашего ребе, и католический костел молиться», - сказал Метшин.

«Словами «неописуемая радость» то, что снами происходило нельзя назвать. В русском языке это ближе к «безумию», то, что мы там вытворяли: скакали, прыгали, обнимались. Это было воплощение нашей надежды на то, что в Казани очень многое можно будет сделать», - сказал Бурганов.

«Еще не направили, а уже освоили»

Бариев заявил, что еще осенью 2008 года правительство республики сделало расчеты того, что нужно будет возвести к Универсиаде. Тогда он с тогда он с теперь уже главой минстроя РТ Иреком Файзуллиным поехал «обивать пороги» экономического блока правительства страны.

«Я ходил с огромным чемоданом на колесиках, а все с портфелями. В этом чемодане у нас были проекты, которые мы «налепили». Все говорили – вы нормальные люди? А я говорил, что у нас там документы», - сказал Леонов. На совещании в правительстве делегации из Татарстана посоветовали возвращаться в республику, потому что денег на исполнение проектов федеральное правительство не даст.

По словам Бариева, они объяснили это тем, что празднование 1000-летия Казани, которое потребовало больших сумм из федерального бюджета, сидит у правительства РФ поперек горла. Бурганов добавил, что это было сказано из-за «сильнейшего давления» со стороны других регионов, которые возмущались выделяемым Татарстану суммам.

Метшин рассказал, что после получения права проведения студенческих игр он, Шаймиев и Минниханов поехали в Москву к зампредправления правительства РФ Игорю Шувалову. «Мы тогда еще знакомы не были, для нас он родным и близким человеком стал гораздо позже», - сказал мэр Казани.

Тогда Шувалов объявил, что федеральный центр принял решение не выделять Татарстану средств на подготовку инфраструктуры и проведение Универсиады. По словам Метшина, в кабинете Шувалова возникла «немая сцена», а Шаймиев поинтересовался, по какому из телефонов можно позвонить Путину.

«Он короткий спич произнес о том, что мы тоже так думали, рассчитывали, что инфраструктура достаточна, но после того, как ознакомились с требованиями FISU, поняли, что нужно строиться. И это не Казань выиграла, это страна выиграла, и новая Россия будет впервые принимать весь мир», - сказал Метшин. После этого Путин распорядился сформировать федеральную программу.

«Потом стало безопасно с нами работать, потому что программ много в России появилось, и ведомства наталкивались на то, что деньги в регион отправляют, а освоить их там не могут. Работая с Татарстаном, всегда можно было быть уверенным», - сказал Бурганов.

«Тут еще не направили, а уже освоили», - пошутил Бариев.

Страшные сны Метшина

Мэр Казани рассказал собравшимся, что после получения права проведения Универсиады, он с Миннихановым облетел почти весь мир, посетив в том числе и Уганду. Перед приездом в эту страну нужно было делать прививку от желтой лихорадки. Ради вакцинации Метшину пришлось перенести свои планы по зачатию четвертого ребенка, о чем он сообщил собравшимся.

«Нас посол встретил. Он говорит – прививки сделали? Мы – да, сделали, и? А он поворачивается и говорит: «Они не помогают. Кто их сделал, если укусит комар, то они умирают без конвульсий, тихо и спокойно, а остальные в муках», - сказал Метшин. По его словам, в номере их отеля повсюду были москитные сетки, но они все равно обработали помещение от насекомых специальным средством.

«Мне снится сон, что началась война, и Шаймиев с Миннихановым меня приглашают и говорят: ты должен возглавить партизанское движение. Я думаю – что опять я, почему опять я? А они говорят: потому что партизаны в Закамье, а ты бывший глава Нижнекамска, все входы – выходы знаешь», - поделился с присутствующими Метшин.

Во сне он попросил вывезти его семью и детей, однако первые лица республики отказались, потому что без них Метшин не смог бы изображать мирного жителя. В итоге градоначальник согласился на предложение и отправился в тыл врага. По его словам, за завтраком он сказал Минниханову «хватит летать, мне уже такие сны снятся».

«С нас сошел налет провинциальности»

«Когда меня спрашивают о главном результате Универсиады: безусловно, это сильно поменяло город, инфраструктуру. Но, самое главное, поменялись люди, молодежь», - сказал Метшин. По его словам, «с нас сошел налет провинциальности». Мэр поблагодарил всех, кто помогал городу в оформлении заявки и проведении Универсиады, добавив, что это «клевое время было».

По словам Бурганова, Универсиада стала для Казани не мероприятием, а стилем жизни и «новым стандартом, который был задан, и с которого никто слезать не хочет». Министр заявил, что население по-другому реагирует на гостей и события, ведет себя по-другому. «Все, кто приезжает в Казань, обращают внимание, что народ здесь другой», - сказал он.

Помимо этого, мэр Казани поблагодарил горожан, которые пережили период строительства и реконструкции города, когда все объекты возводились практически одновременно. «Спасибо большое, что набрались терпения, а потом мы проснулись в другом городе», - сказал он.

К словам благодарности присоединился Леонов, который рассказал, что тогда был «обычным парнем, который играл в КВН», не знал, что такое большой спорт, а команда действовала «как слепые котята». Теперь Казань готовится принимать более масштабные спортивные мероприятия.

«Говоря о том, какие события сюда хотелось бы еще привезти, я бы, наверное, смотрел, чем еще нашу инфраструктуру надо дополнять. Например, после WorldSkills у нас останутся 130 тысяч квадратных метров площадей», - сказал Бурганов.

Леонов сообщил журналистам, что город готовил заявку на проведение Олимпийских игр. Однако подача заявки сорвалась из-за осложнения отношений России и Международного Олимпийского комитета. Однако деятельность будет возобновлена после того, как ситуация наладится. Для проведения Олимпиады Казани не хватает только легкоатлетического стадиона и велотрека.

Метшин отметил, что Леонов стал единственным участником встречи, который пришел в «ностальжи-галстуке»: он был на всех участниках казанского оргкомитета при подаче заявки на проведение Универсиады. Собравшиеся улыбнулись – министр спорта давно признан главным модником республики. Леонов извинился, что не смог надеть тот же костюм – он ему велик.

"