Posted 23 мая 2017,, 14:16

Published 23 мая 2017,, 14:16

Modified 12 сентября 2022,, 06:26

Updated 12 сентября 2022,, 06:26

Власти Татарстана определились с требованиями для операторов ТКО

23 мая 2017, 14:16
Региональных операторов обращения с отходами обяжут приобретать дорогое оборудование для машин и контейнеров. За это в конечном счете могут заплатить потребители.

В минстрое Татарстана определились со списком требований к будущим региональным операторам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которых выберут на аукционах предположительно в этом году. Требования перечислены в не утвержденных пока правилах регулирования деятельности операторов, с ними ознакомился Inkazan.

IT-контейнер

В правилах сказано, что деятельность оператора обращения с ТКО должна быть обеспечена безотзывной банковской гарантией, которую придется получать на каждый год работы. Ее размер должен составлять не менее 5% от «максимально допустимой выручки» оператора.

До 1 января 2018 года региональным операторам нужно оборудовать все мусоровозы датчиками ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS — с их помощью данные будут передаваться в автоматизированную систему учета ТКО; вновь закупаемый транспорт должен соответствовать экологическому стандарту «ЕВРО-4». Все мусоровозы, кроме этого, необходимо будет оборудовать видеорегистраторами.

Контейнеры для мусора предстоит оснастить радиочастотными идентифицирующими метками и считывающими устройствами, чтобы можно было отследить факт их разгрузки. Оператору также необходимо будет иметь оборудование для измерения массы ТКО и создать другую инфраструктуру.

Мусоровозы уже сейчас, как правило, оборудованы системой GPS, говорит генеральный директор управляющей компании «Чистый мир» Тимур Шархемуллин; про оборудование для мусорных контейнеров он слышит впервые.

Радиочастотные метки — это специальные чипы, наподобие тех, что применяются в системе «Платон» — прибор пломбируется, и можно на экране отследить, что происходит с контейнерами, объясняет Рамиль Исмагилов, предправления республиканской Ассоциации занятых в сфере обращения с отходами. «В принципе, это правильно для порядка», считает он, однако в России такой практики нет, и даже для Европы и США это редкость. По словам Исмагилова, приблизительно схожее по функционалу оборудование раньше производили в Чистополе на заводе «Восток».

Финансовый директор компании «Проминдустрия» Николай Атласов рассказывает, что видел такое оборудование в Европе. В некоторых странах есть вдобавок автоматизированные системы, которые помогают решать сборщикам мусора логистические задачи. К примеру, контейнеры в городе наполняются неодновременно, и система сама рисует машине выгодный маршрут, говорит он.

Шархемуллин говорит, что при необходимости готов будет закупить новые контейнеры: «Если скажут, что надо — куда деваться». Но дополнительные затраты оператора и субподрядчиков в конечном счете отразятся на тарифах для потребителей, уверен он: подрядчики будут перекладывать расходы на заказчика, в противном случае им придется компенсировать их из собственной прибыли, что в наших условиях вряд ли возможно. Этого не исключает и Исмагилов.

Нельзя однозначно говорить об убытке для потребителей, отмечает Атласов. Да, с одной стороны, операторам придется вложиться в оборудование, и есть риск, что расходы затем частично лягут на граждан. Но, с другой стороны, рассуждает он, есть вероятность, что высокотехнологичное оборудование со временем снизит издержки операторов.

Отвод оператора

Минстрой, по соглашению, оставит за собой право лишить компанию статуса регионального оператора по нескольким основаниям. Сделать это можно будет, во-первых, за двукратное (или более) нарушение правил обращения с отходами или условий контракта. Во-вторых, оператор может лишиться статуса, если по его вине будет нарушена схема потоков ТКО от источников образования до объектов обезвреживания и утилизации. Третье основание — задолженность оператора по оплате услуг, превышающая двенадцатую часть его «необходимой годовой валовой выручки».

Необходимая валовая выручка — это экономически обоснованный объем средств, требующийся регоператору для достижения плановых значений эффективности. Этот показатель нужен, чтобы рассчитать стоимость услуг оператора, что в свою очередь рассматривается как один из главных критериев конкурсного отбора, объясняют в минстрое.

По условиям контракта, оператор, как и было ранее объявлено, обязан будет закупать товары и работы у малого и среднего бизнеса — на его долю должно приходиться не менее четверти годового объема услуг по обращению с отходами.

Татарстан пополам

В 2015 году, по данным правительства РТ, в республике образовалось 2,07 миллиона тонн коммунальных отходов. В 16 муниципалитетах больше половины ТКО образуется в райцентрах и поселках городского типа, в других 16 районах в них образуется от 30 до 48% отходов, во всех остальных районах — около 30%.

26 сентября 2016 года правительство Татарстана утвердило территориальную схему обращения с мусором. В соответствии с ней республика разделена на две зоны действия региональных операторов — западную (в нее входят Казань и еще 21 муниципалитет) и восточную (Набережные Челны и 22 муниципалитета). Предполагается, что в обеих зонах будут построены межмуниципальные комплексы по обращению с ТКО, включающие объекты сбора мусора, мусороперегрузочные станции, сортировочные комплексы и полигоны ТКО.

Государство, скорее всего, не будет напрямую субсидировать операторов — есть другие схемы партнерства, говорит Атласов. К примеру, «зеленый тариф»: с производителей тары и упаковки собирают налог, на эти деньги потом можно закупить часть оборудования для обращения с ТКО, построить инфраструктуру или помочь операторам как-то иначе.

Даты аукционов по отбору регоператоров пока не известны. Представитель минстроя сказал, что конкурс должна проводить мэрия Казани. Там выяснить дату пока не удалось.

"