Posted 26 февраля 2019,, 13:24

Published 26 февраля 2019,, 13:24

Modified 17 сентября 2022,, 15:50

Updated 17 сентября 2022,, 15:50

Внедрение беспилотников не хайп, а тенденция: в Казани обсудили развитие БПА

26 февраля 2019, 13:24
В Казани стартовал V Международный форум автомобилестроения РТ TIAF. Открыла форум сессия на тему «От хайпа вокруг беспилотного автомобиля к внедрению». Модератором выступил советник со-руководителя рабочей группы НТИ «Автонет» Роман Малкин.

Малкин рассказал, что с момента принятия постановления о начале эксплуатации беспилотных автомобилей (БПА) прошло три месяца. Татарстан стал одним из регионов, тестирующих техническое новшество. Сейчас беспилотное такси работает в Иннополисе и Сколково. Малкин заявил, что Россия находится на 23 месте по готовности к внедрению беспилотного транспорта.

В зале присутствовали около 50 гостей. Среди спикеров – представитель компании «Байтен Буркхард» Александр Безбородов, мэр Иннополиса Руслан Шагалеев, технический директор IBM Россия и СНГ Александр Осинский, официальный дистрибьютор Mobileye в РФ Роман Ферштер.

Помимо них на мероприятие изначально были заявлены директор по развитию бизнеса беспилотного транспорта «Яндекс» Артем Фокин, заместитель главного конструктора по автомобилям ПАО «Камаз» Евгений Макаров, представитель Moscow Tesla Club Игорь Антаров. Однако они не пришли. Причину их отсутствия организаторы форума разглашать не стали.

Ферштер рассказал, об израильской системе безопасности и помощи водителю Mobileye. Программа оповещает автомобилиста о резко останавливающемся транспорте перед ним, а также предупреждает его в «экстремальных» случаях. К примеру, резкого выезда участника движения на встречную полосу без поворотников - система посчитает, что водитель уснул за рулем.

Он рассказал, что в мире такими технологиями оснащены около 35 миллионов автомобилей. Основана она на видеокамерах и системе вычислений. Ферштер посетовал, что российские автопроизводители не хотят работать с Mobileye, не желая приобретать готовые технологии, а предпочитая тратить силы и средства для изобретения того, что уже есть.

Ферштер рассказал, что в Японии все выпускаемые автомобили марки Nissan с 2018 года оснащают такой системой. Это, по его словам, позволило оцифровать все дороги и подготовиться к внедрению беспилотников. Сейчас основной проблемой является взаимодействие автономного транспорта между собой, говорит спикер.

«Роботы должны управлять автомобилем на человеческом уровне и быть безопасными как компьютер», - сказал он. Для этого Mobileye разработал документ Responsibility-Sensitive Safety (RSS), в котором заложены принципы создания беспилотных автомобилей. RSS прописывает технологии и меры ответственности за ДТП по вине неисправности датчиков и так далее.

Ферштер также заявил, что в России создают научные проекты, которые уже давно используются в Азии и Европе. Он сказал, что разработка искусственного интеллекта «куда полезнее, чем изобретение новых датчиков».

Далее к трибуне вышел Безбородов, который рассказал о законодательных актах, которое необходимо принять, чтобы беспилотник стал транспортным средством. Задачей номер один он назвал установление новых правил и технического регламента, чтобы производители автономных автомобилей вышли к стадии эксплуатации.

Безбородов сообщил, что в США решили, что беспилотники по категории товаров ближе к роботам, которые помогают врачам оперировать людей.

Спикер отметил, что также важно продумать, кто и как сможет «управлять» беспилотным автомобилем. По словам Безбородова, при минимальной автоматизации машины для ее эксплуатации необходимо только водительское удостоверение. При более высоком уровне автоматизации в США было установлено требование об обучении операторов беспилотников.

Он рассказал о необходимости решения вопроса ответственности в случае аварии с беспилотным автомобилем. Сейчас за ДТП в первую очередь отвечает водитель или производитель автомобиля. За ДТП, в котором виноват беспилотник, не отвечает никто. Безбородов предположил, что наказывать в таком случае будут оператора или собственника такого авто.

После завершения эксперимента по обкатке беспилотного транспорта на дорогах общего пользования в России разработают законопроект, регулирующий движение данного вида транспорта. Сообщалось, что этим займется в том числе Госсовет РТ. Сейчас не совсем ясно, кто будет отвечать за ДТП, произошедшее по вине беспилотника.

Мэр Иннополиса Шагалеев рассказал об итогах тестирования беспилотного такси в городе. Он заявил, что в ближайшее время автономный транспорт будет курсировать до курорта «Свияжские холмы».

«Такси пересекает 5 наземных пешеходных переходов и жилой сектор, где приоритет у пешеходов и велосипедистов. У нас пока не было ни одного случая, близкого к аварии», — заявил мэр Иннополиса. Он добавил, что на переднем пассажирском сиденье находится оператор, у которого в руках кнопка экстренного отключения автомобиля в случае опасности. Сколько раз водитель пользовался такой кнопкой, Шагалеев не сказал.

Представитель IBM в России и СНГ Осинский рассказал, что беспилотники могут быть уязвимы для хакеров. В качестве примера он привел случай, когда китайские компьютерщики смогли полностью подчинить Tesla Model S, находясь в 20 километрах от машины. Таким образом, они перехватили рулевое управление.

Он посетовал, что к 2020 году будет не хватать специалистов по безопасности. При внедрении беспилотных автомобилей возникнет необходимость контроля всех систем, чтобы хакеры не перехватили данные автономного автомобиля.

"