Posted 26 мая 2021,, 11:29

Published 26 мая 2021,, 11:29

Modified 13 сентября 2022,, 07:23

Updated 13 сентября 2022,, 07:23

От поваров и доставщиков до HR: в чем роботы помогают татарстанцам

26 мая 2021, 11:29
Роботы перестают быть диковинкой даже в регионах. Их можно встретить чаще, чем вы думаете: в гостиницах, ресторанах, магазинах, даже будущих сотрудников ищут автоматизированные системы.

Руководитель по развитию Авито Работы Дмитрий Пучков рассказывает о существующих на рынке технологиях, в том числе в Татарстане, и о том, что они умеют.

Цифровая трансформация идёт семимильными шагами и затрагивает большое количество сфер. Пандемийные ограничения в 2020 году в России только подстегнули широкое распространение онлайн-сервисов и автоматизированных технологий. В каких сферах их внедрение оправдано и может значительно облегчить работу?

Гостиницы: channel manager и дрон-швейцар

Индустрия гостеприимства использует автоматизированные технологии с 1947 года. Сейчас этим занимаются системы управления единым календарем channel manager, которые отслеживают статус о бронировании с нескольких площадок, обновляют данные о свободных номерах и ценах. Это значительно облегчает работу букинг-оператора или арендодателя.

Но существуют и более футуристичные примеры. Так, в Иннополисе к 2023 году должно завершиться строительство первой в России роботизированной гостиницы.

Искусственный интеллект в виде голосового помощника будет встречать гостя на стойке регистрации. До номеров постояльцев проводят дроны, двери откроются сами благодаря системам идентификации. А от нападок вандалов гостиницу могут начать защищать роботы-полицейские. Технологии подадут блюда, отрегулируют температуру и свет в зависимости от настроения постояльца. По крайней мере о таких «фишках» рассказывал гендиректор Kravt Invest Валерий Кравцун на старте реализации проекта.

Всего искусственный интеллект сможет анализировать предпочтения постояльцев, просчитывая 300 параметров, в том числе просматривая соцсети. В гостинице технологиями ИИ оборудуют 30 номеров. Но «живой» персонал в отеле останется в любом случае — люди будут управлять всеми этими системами.

В проект планировали вложить 500 млн рублей — такую сумму называли в марте прошлого года.

Ритейл: кассы без кассира и оплата по лицу

В ритейле цифровые технологии позволяют освобождать работников от рутинных операций.

Например:

  • сканеры для уточнения цены позволяют сократить количество персонала в зале;
  • вендинговые автоматы выполняют роль продавцов;
  • кассы самообслуживания в супермаркетах освобождают кассиров.

В ряде российских супермаркетов есть зона касс самообслуживания, где покупатели могут сами отсканировать и оплатить покупку. Кассиру остается только выборочно проверять покупателей, помогать с терминалом и оформлять покупку алкоголя. При этом для наблюдения за 6-8 кассами достаточно всего одного сотрудника.

Татарстанские супермаркеты тоже внедряют технологии. В 2019 году в Казани «Магнит» открыл инновационный магазин: в нем применяется система Selfietopay, которая позволяет оплатить покупку по лицу — без карты или телефона.

HR: джоб-борды с автопостингом и видеовизитками

Автоматизация — это не только роботы. Люди даже находят друг друга благодаря технологиям.

Так, треть соискателей ищут работу онлайн, о чем свидетельствуют данные исследования НАФИ. Каждая пятая вакансия закрывается на Авито, однако и среди рекрутёров, и среди соискателей популярны социальные сети, личные знакомства и биржи труда. Специализированные работные сайты более эффективны, так как помимо вакансий, у джоб-бордов «под капотом» множество различных технологий, помогающих работодателю и соискателю быстрее найти друг друга.

Как технологии облегчают процесс поиска персонала:

  1. Обеспечивают показ объявления максимальному количеству соискателей благодаря интеллектуальным технологиям продвижения 一 можно продвигать вакансию в определенный день или час, выделить на фоне других объявлений и т. д.
  2. При необходимости гарантируют бесперебойный показ объявления 一 с этой задачей справляется автопостинг.
  3. Позволяют сократить время на собеседование и принятие решения о найме 一 для этого есть мини-резюме, видеовизитки, удобная система уведомлений о новых релевантных резюме.

Логистика: конвейеры и шестиколесные доставщики

Логистика продолжает автоматизироваться. Если конвейеры уже стали неотъемлемой частью процесса, то пока что непривычные обывателю роботы в ближайшие 3–5 лет, возможно, частично заменят курьеров-людей.

Иннополис стал в этом деле одним из пионеров. В 2020 году Яндекс запустил своего шестиколесного доставщика «Ровера» по улицам IT-города и Москвы. Робот развозит заказы, оформленные через приложение «Яндекс.Еда». Он не только занимается непосредственно доставкой, но и самостоятельно планирует оптимальный маршрут. Хотя ровер еще придется приспособить для работы в заснеженной России: зимой доставщик дважды застревал в сугробах Иннополиса, чем рассмешил местных жителей и казанцев.

В мире такие доставщики выехали на улицы чуть раньше: в 2019 году Амазон запустил робота Scout, который передвигается со скоростью пешехода по тротуарам. В пандемию роботы-скауты помогали избежать дополнительных контактов между людьми.

Банки: банкоматы, боты и цифровые ассистенты

Банковская сфера как будто создана для автоматизации. Финансовые организации внедряют счетчики банкнот, банкоматы, через которые можно погашать кредиты, оплачивать услуги связи, класть деньги на счёт; разрабатывают чат-боты и колл-боты. Всего этого не было еще 10 лет назад.

Голосовые помощники в клиентском обслуживании российских банков пока что встречаются преимущественно в крупных — например, Сбере или Альфа Банке, где они уже решают от 45% до 65% обращений без соединения с оператором. Однако в целом доля таких цифровых ассистентов пока составляет порядка 10%. Тем не менее с развитием искусственного интеллекта и улучшением технологий распознавания голоса на устройствах их число будет расти.

В 2019 году Банк Казани пошел дальше и подключил робота к процессу актуализации данных клиентов. Робот заменил человека-оператора и аналитика. В итоге скорость обработки анкет выросла на 70-80%, позволив ускорить этот процесс в 17 раз.

Ресторанный бизнес: робот-повар как часть маркетинга

Казанский общепит пока не может похвастаться роботами-поварами, но экспериментировать с такими «сотрудниками» уже начали в Москве. Так, сеть «Много лосося» «наняла» робота-повара российского производства «Робопоке», который готовит самое востребованное блюдо из меню ресторана — поке. По итогам тестирования он позволил увеличить количество заказов блюда в своем приготовлении на 10%.

Пока что речь больше идет о маркетинге, нежели о реальном бизнес-кейсе. Но, учитывая опыт пандемии, востребованность роботов в ресторанном бизнесе может расти довольно быстро. Помимо того, что роботы в штате позволяют минимизировать количество контактов между людьми, они еще и привлекают дополнительных посетителей в кафе и рестораны.

Конечно, до массового внедрения цифровых технологий ещё очень далеко. Пока что эксперименты с роботами из-за высокой стоимости могут позволить себе далеко не все компании. Однако выполнение рутинных задач уже постепенно перекладывается на сервисы, пользоваться которыми могут и гиганты, и небольшие бизнесы. Уже сегодня примерами успешного внедрения таких технологий служит сфера найма сотрудников или терминалы самообслуживания в супермаркетах и кафе.

"