Интервью: гендиректор музея о картинах, конкуренции и тенденциях
27 марта 2019, 13:28
Photo: NewsNN
Что стоит увидеть в Нижегородском государственном художественном музее? Может ли традиционный музей конкурировать с галереями современного искусства? Какова его роль сегодня? Об этом Inkazan рассказал гендиректор музея Роман Жукарин.

Об истории и коллекции музея

Нижегородский художественный музей - один из старейших в России. Он был открыт в 1896 году, во многом благодаря проведению в городе Всероссийской художественной и промышленной выставки и, как бы сегодня сказали, горожанам с активной гражданской позицией, сподвижникам. У нас не столь многочисленное собрание (около 13 тыс. экспонатов), но качественно наша музейная коллекция очень сильная, и мы однозначно входим в топ-10 российских музеев ИЗО.

Музей первоначально располагался в Дмитриевской башне Нижегородского Кремля и назывался «Городской художественно-исторический музей». В 1934 году мы переехали в здание на Верхневолжскую набережную, где и стали обособленно развиваться как Горьковский художественный музей.

Основу музейной коллекции заложил инициатор ее создания Николай Кошелев - художник, один из авторов росписи первого Храма Христа Спасителя в Москве, первым пожертвовав свою работу «Погребение Христа». Это огромное полотно - 4 на 6 метров, - написанное в Риме в 80-х годах. Картины пожертвовал еще один сооснователь Андрей Карелин - нижегородский художник.

Свои работы передавали в дар знаменитые художники того времени, как лично, Константин Маковский, например, так и посредством Петербургской Академии художеств. Большую роль в становлении музея сыграл Алексей Максимович Горький, благодаря которому мы получили серию «Майтрея» Николая Рериха, работы Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова.

Константин Маковский (1839 — 1915) — русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.

Василий Перов (1834 —1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Николай Рерих (1874 — 1947)— русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской академии художеств.

Борис Кустодиев (1878 - 1927) — русский советский художник. Академик живописи ИАХ. Член Ассоциации художников революционной России. Портретист, театральный художник, декоратор.

Михаил Нестеров (1862 – 1942) — русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени.

В 1916 году была принята на хранение после смерти владельца большая коллекция, собранная нижегородским купцом Митрофаном Рукавишниковым. В ее числе работа Виктора Васнецова «Ковер-Самолет» - вещь хрестоматийная и знакомая каждому по школьным учебникам. Интересно, что в Государственной Третьяковской галерее есть небольшой этюд, у нас же полноценное полотно.

Виктор Васнецов (1848 — 1926)— российский и советский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.

Здесь же знаменитая работа Ивана Крамского «Женщина под зонтиком», которая в 2019 году экспонируется в постоянной экспозиции ГТГ в рамках нашего совместного проекта «В гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей». Разнообразные произведения русского и западноевропейского искусства поступили к нам после 1917 года, благодаря расположенным на территории Нижнего и Нижегородской губернии особняков местного дворянства, аристократии, купечества.

Иван Крамской (1837 — 1887)— русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

Произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой также составляют ядро коллекции. Эти работы пополнили собрание в 20-е годы, когда такое явление, которое потом будет известно всему миру как «русский авангард» было востребовано и олицетворяло новую веху развития отечественного искусства и творчества художников.

Казимир Малевич (1879 - 1935) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

Василий Кандинский (1866 – 1944) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.

Михаил Ларионов (1881 – 1964) — русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда.

Наталья Гончарова (1881 – 1962) — русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма. Жена Михаила Ларионова.

Значимое количество произведений было направлено в музей благодаря директивам комитета по делам искусств: вещи из ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. В 50-е и 60-е годы был ряд приобретений. Часть нашего собрания может быть не столь значительная в рамках масштабного представления столичных музеев, – это коллекция литературной газеты, которая попала в 90-е годы.

Фонд Елены и Геннадия Тимченко передал ряд работ в 2014 году. Мы пополняемся. Не так активно, как бы нам этого хотелось, но этот процесс происходит. В Казани замечательный музей. У вас есть Михаил Врубель, у нас его нет.

Михаил Врубель (1856-1910) — русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Если говорить о работах «первого ряда», шедеврах, знакомых наверно практически каждому, с детства, то это: и «Ковер-Самолет», и «Гадающая Светлана» Брюллова, «Русская Венера» Кустодиева. Нельзя не вспомнить о работе Маковского «Воззвание Минина», которая относится к числу самых крупных произведений русской станковой живописи, написанных на историко-патриотическую тему (размеры холста – 698х594 см).

«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады Василий Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта.

О конкуренции с галереями современного искусства

Для людей, которые приезжают в Нижний Новгород, среди музейных институций очень популярным и востребованным является Центр современного искусства «Арсенал». Он располагается рядом с нами, в прекрасно приспособленном после реставрации здании, с отличным архитектурным решением, развитой инфраструктурой, своей событийной программой, с демократичной атмосферой внутри. Мы взаимодействуем между собой, берем себе на вооружение успешные кейсы. Не конкуренция, а соучастие.

Для многих наших посетителей важно ощутить «атмосферу» музея. Классическое искусство - оно не простое. Оно требует определенной работы и концентрации, и задача музея найти компромисс: быть современными и понятными, открытыми нашей аудитории, но в тоже время поддерживать высокий научный уровень, выполнять воспитательную функцию, предлагать четкие ориентиры, в основе которых лежит подлинник, оригинал, эталон.

Мы понимаем, что современный музей – не только экспозиция. Это место, в котором ты можешь провести время с пользой, комфортно, встретиться с друзьями, коллегами, людьми близкими по духу, по манере поведения и тд.

О сотрудничестве, роли музея и бюджете

Разнообразная выставочная программа - важная часть работы. Мы делаем один, два высокобюджетных проектов в год. Работаем с ведущими столичными и региональными музеями и галереями от Владивостока до Санкт-Петербурга. Сотрудничаем с коллекционерами.

Что касается зарубежного искусства, то ощущается что нашей публике ближе русское, свое родное. Хотя в нашей коллекции представлены все ведущие школы западноевропейские школы (Германия, Италия, Голландия, Франция) и есть очень громкие имена, но…

У нас в собрании 10 работ Ивана Айвазовского. В постоянной экспозиции мы выставляем несколько из них. Состав постоянной экспозиции «ротируется» в зависимости от выставочного плана, юбилейных дат художников и прочего. Картина «Берега Далмации» Айвазовского тоже выставляется в Третьяковке в рамках нашего совместного проекта, как и в юбилейной выставке Ильи Репина.

Иван Айвазовский (1817-1900) — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Илья Репин (1844 -1930) — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

Если возвращаться к собранию, то его основа это древнерусское искусство, русская живопись и графика рубежа XIX-XX вв, русский авангард, монографическая подборка Кустодиева, Рериха. Шедевры западноевропейского искусства - Лукас Кранах Старший, Огюст Ренуар, Якопо Тинторетто, Джузеппе Креспи и другие.

В этом году после долгой реставрации в экспозицию будут возвращены уникальные, очень редкие для музейных собраний России, панно, составляющие часть декоративно-монументального ансамбля итальянского художника XVIII века Доменико Фоссати.

Доменико Фоссати (1743 – 1785) – веницианский художник архитектуры и декоратор. Его работы можно встретить в театрах и дворцах Венеции, Падуи, Виченцы, Вероны, Удине, Монцы и Граца и в Скале в Милане.

Бюджет музея – это субсидии на государственное задание плюс средства от приносящей доход деятельности. Основную часть расходов несет региональный бюджет. Важная часть деятельности музея – это работа с партнерами и спонсорами.

Для постоянной экспозиции мы мечтаем о дополнительном помещении. На сегодняшний день постоянная экспозиция ограничивается авангардом. Хотелось бы регулярно показывать работы мастеров отечественного искусства XX века(30-90-х годов)