Проблемы российского АПК: импортозамещение, пальмовое масло и льготы
22 января , 20:05
Экономика
Photo: Inkazan
В Берлине 18 января стартовала ежегодная международная выставка-ярмарка «Зеленая неделя». На ней традиционно присутствует российская экспозиция, ее площадь превышает 5 тысяч квадратных метров. Свою продукцию представили 18 регионов и 250 компаний.

Как пишут «Новые известия», за последние пять лет Россия два раза не принимала участие в выставке из-за санкций в отношении бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева. В этом году ярмарку снова не посетил глава минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев из-за отставки правительства.

Российскую делегацию представлял замглавы ведомства Сергей Левин. Во время выступления на панельной дискуссии в Германии он заявил, что за последнее десятилетие производство сельхозпродукции в России выросло в два раза. Это, по его мнению, позволяет поставлять «значительные объемы продовольствия на мировой рынок».

Помимо этого, он заявил, что в 2019 году экспорт сельхозпродукции из России превысил $25 миллиардов. По сравнению с 2000 годом этот показатель вырос в 20 раз. Левин также отметил, что за последние пять лет страна перешла к экспортному развитию агропромышленного комплекса.

Однако журналисты пишут, что более чем двукратный рост в производстве сельхозпродукции можно связать с тем, что он указан не в натуральном выражении, а в денежном. Также эксперты раскритиковали заявление о 20-кратном росте экспорта, так как большая его часть пришлась на зерновые культуры и растительное масло. Рост же берется от показателей 2000 года, когда в аграрной отрасли был «полный коллапс».

Отдельно журналисты отметили стоимость обустройства павильона Россией, из-за этого нашей стране всегда рады организаторы. Так, каждый квадратный метр стоит от 200 до 300 евро. К этому добавляются затраты на обустройство павильонов и стендов. По словам специалиста по выставочному бизнесу Аркадия Вележева, установка стенда стоит от $50 до десятков тысяч долларов.

При этом каждый год российские представители сначала говорят о «невероятном» экспортном потенциале регионов России, после этого угощают всех гостей, а затем их ждет «бесславный отъезд домой». Это происходит из-за того, что «продукты нашего пищепрома никому в ЕС не нужны», пишут журналисты.

Причиной этому является то, что фермеры из Европы «бдительно следят за иностранными конкурентами». В частности, в Германии к ввозу запрещены мясные продукты из стран, которые не входят в Евросоюз. В этот раз в одном из российских павильонов нашли свинину, которую «немедленно изъяли и уничтожили».

Несмотря на все проблемы и ограничения, чиновники из России каждый год на «Зеленой неделе» «слово-в-слово повторяя мантры предыдущих лет», отмечают журналисты. Например, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что регион хочет активно продавать свою продукцию в другие страны. Подтверждение этому он назвал участие в «Зеленой неделе» и большой спрос на продукцию из Кубани.

«А чем же занимался много лет подряд предшественник Кондратьева Ткачев — и в ранге главы Краснодарского края, и будучи министром сельского хозяйства? Ведь павильоны Кубани всегда были самыми роскошными и изобильными, именно там рекой лилось вино, которое Кондратьев только собирается продвигать в ЕС!», — задаются вопросом авторы материала.

Также в качестве примера они привели слова министра сельского хозяйства Московской области Андрея Разина. Он рассказывал о продукции тепличного комплекса из Астапово «Луховицкие овощи», в том числе «знаменитым брендом» — луховицким огурцом. Однако Разин не стал рассказывать, что тепличный комплекс построили с учетом огромных льгот и дотаций из российского бюджета ради импортозамещения, а не для экспорта в Европу.

Помимо этого, в 2019 году импорт молочных продуктов из дальнего зарубежья в Россию вырос на 20,8%. При этом большинство продукции пальмовое масло или сделано из импортного сухого молока. Однако Левин во время выставки в Германии заявил, что крупнейший в России производитель молока в лице «Эко-Нива» выпускает органическое молоко, которое поставляют в Латвию и Оман.

«Всплывают определенные зоны интересов, например, экологически чистых продуктов, чистых кормов — это то, чем Россия может не только удивить, но и удовлетворить интересы и западных, и восточных компаний. Поэтому наша ориентация сегодня, скорее, носит заявительный характер — мы заявляем, что по многим видам товаров мы готовы к расширению экспорта», — считает старший вице-президент Российского экспортного центра Игорь Жук.

Татарстан выставлял свой стенд на «Зеленой неделе» несколько раз. Например, в 2008 году «Татспиртпром» договорился о поставках продукции, а компании из республики провели более десяти с представителями немецких предприятий. Также было заключено четыре договора поставки и ряд соглашений о намерениях.

В 2011 году на выставке заключили заключено несколько договоров поставок продукции и сельскохозяйственной техники. В 2012 и 2013 годах Татарстан также принимал участие в выставке, однако о результатах поездки не сообщалось. В 2015 году было проведено пять переговоров, а на организацию поездки делегации из РТ потратили 25,3 миллиона рублей.