Смена губернаторов в регионах: уголовные дела и падение рейтингов
25 марта 2019, 22:31
Политика
Photo: inkazan.ru
На прошлой неделе сразу в нескольких регионах России сменились главы. Прошедший «губернаторопад» побудил экспертов и политическое сообщество задуматься над переосмыслением принципов функционирования института губернаторства в целом.

По словам директора Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики Ильи Гращенкова, стратегию работы с губернаторским корпусом пытаются привести к новой концепции «корпоративного государства». Это, по мнению эксперта, произошло после формирования в «нулевые» такой вертикали власти, при которой сохранялись общие порядки и федеративность, а Кремль пытался «выстроить под себя политические аппараты губернаторов на местах».

При этом политолог Аббас Галлямов и президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считают, что признаков возникновения новой стратегии в отношениях Кремля с регионами нет. По их мнению, ставка сохраняется на централизации власти и лишения губернатора полномочий. «Считается, что стоит только ослабить контроль, и в регионах начнётся хаос, сепаратизм и деградация», - приводит слова Галлямова «Новые Известия».

Издание отмечает, что увольнение для губернатора является не самой неприятной ситуацией, а сейчас «никого не удивить» главу региона, против которого возбудили уголовное дело. В качестве примера приводятся бывшие главы Брянской и Кировской областей Николай Денин и Никита Белых соответственно.

Также сейчас акцент делается на «кастинг» региональных руководителей, который начался с приходом в администрацию президента Сергея Кириенко. Он придумал новый подход к подбору кадров, который заключается в прохождении экстремальных тренингов. Кандидатам приходится справляться по горным рекам, прыгать со скалы и состязаться в выносливости. Таким образом, власть в регионах должна перейти к «молодым технократам».

По мнению экспертов, из-за этого должность губернатора становится «расстрельной», так как необходимо показать физическую силу и отвечать за все, в том числе за инфраструктуру и рейтинги власти. Отмечается, что положение губернаторов стало специфичным, так как свобод и обязанностей у глав регионов стало больше. Им «спускают» новые полномочия, которые касаются прежде всего сферы соцобеспечения.

Так вышло, что федеральные власти отдали ряд своих обязанностей регионам, а у них на это не хватает денег. Из-за этого власти субъектов РФ сталкиваются с дефицитом бюджета, большинству из них приходится ждать денег из Москвы. Губернаторам же приходится делать то, на что дадут деньги федеральные власти.

После появления обязанности по выполнению нацпроектов регионам приходится выбирать между выполнением майских указов и социальных обязательств, так как денег на все не хватит. Ситуация усугубляется тем, что иногда меняются параметры межбюджетных отношений. Например, в прошлом году в федеральный бюджет стало уходить не 2%, а 3% из 20% от прибыли компаний из регионов. Суммарно в Москву отправляют 55,9% всех налоговых сборов из регионов.

«Новая модель работы с губернаторами подразумевает, что вся страна - это условная корпорация, где каждый регион – это отдел или управление, а губернаторы – это менеджеры, которые должны реализовывать конкретные проекты и решения федерального центра. Однако, в русле данной логики, этот подход сталкивается с архаичными «ритуалами» типа выборов губернатора», - считает Гращенков.