Казанская катастрофа
Крупнейший взрыв на Казанском порохом заводе
Казанский пороховой завод – одно из старейших действующих предприятий города. За более чем 200 лет своего существования завод выдержал несколько масштабных аварий. Крупнейшая из них произошла во время Первой мировой войны – в 1917 году. Inkazan расскажет о самом крупном пожаре на Казанском пороховом заводе и его самом знаменитом руководителе – Всеволоде Всеволодовиче Лукницком.

INKAZAN

Русско-турецкая война 1768—1774 годов, в итоге которой Россия получила контроль над территориями Крыма и выход к Черному морю, показала необходимость в увеличении объемов производства пороха. Решение о строительстве в окрестностях Казани порохового завода было принято в самом разгаре военной компании, в 1772 году. Соответствующий указ был позднее, в 1783 году, подписан императрицей Екатериной II. Строительство началось в 1786, а через два года предприятие уже выпускало черный порох.

Сражение при Гирсове. 3 сентября 1773. Нападение турок на А.В. Суворова. Гравюра А. Коцебу. 1850-е гг.
Постоянная угроза вооруженных конфликтов с Османской империей делала для России необходимым наращивание боевого потенциала и увеличения количества производимого пороха.

В начале первого десятилетия XIX века к существующим фабрикам прибавилось еще 27 новых фабрик и соответствующее число иных пороходельных сооружений. Годовая производительность предприятия увеличилась до 30 000 пудов. В XIX веке постепенно расширяется и Пороховая слобода, в которой жили работники завода. Рабочие зачастую получали надбавки к заработной плате за опасность производства. В результате роста населения слободы в ней появляются Пороховая церковь Николая Чудотворца, Первая Пороховая мечеть «Барудия» и Вторая Пороховая мечеть.

В середине столетия, во время Крымской войны 1853 -1856 годов, на Казанском пороховом заводе производилось более 60 000 пудов пороха в год. В 60-е годы XIX века производится реконструкция завода, а в 70-е предприятие переходит от обязательного труда к вольнонаемному.

Общественный деятель и ректор Казанского университета Н. П. Загоскин так описывал заводскую территорию порохового завода в конце XIX века:
Казанский пороховой завод представляет собою обширную огороженную рощу, по которой разбросаны отдельные фабрики, мастерские и другие заводские здания. Занимаемое заводом место носит в народе наименование «городка» — и это, действительно, целый небольшой городок со своим особенным миром, своею собственной администрацией, интересами, злобами дня. К заводу примыкают две его слободки — «ближняя» и «дальняя». Завод имеет собственное электрическое освещение, и конно-железную дорогу, соединяющую отдельные части его. Значительное количество живущих в городке завода офицеров, состоящих на службе при нём, вызвало даже учреждение здесь особого «военного собрания», словом — пороховой завод, с обширным поселением своим, живёт жизнью, совершенно обособленною от жизни остального казанского населения.

Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города, 1895.
В 1874 году на Казанский пороховой завод был прикомандирован в чине штабс-капитана и в должности помощника штаб-офицера по искусственной (технологической) части будущий казанский герой и любимец простого народа Всеволод Всеволодович Лукницкий.

Всеволод Всеволодович Луклицкий родился 25 мая 1845 года в семье потомственных дворян дворян Санкт-Петербургской губернии. Будущий начальник Казанского порохового завода получал образование вначале в кадетском корпусе, затем в Михайловском артиллерийском училище и в Михайловской артиллерийской академии, которую закончил с отличием. По окончании академии Лукницкий получил назначение на Охтенский завод возле Петербурга, затем его перевели в город Шостку, где в 1871 году в чине штабс-капитана он был утвержден и должности помощника штаб-офицера по искусственной (технологической) части. В 1874 году Лукницкого прикомандировали в той же должности к Казанскому пороховому заводу. Через 11 лет Лукницкий был назначен начальником Казанского порохового завода – на этой должности он проработал 32 года.

Преданный своему делу, генерал-майор Лукницкий завоевал доверие и уважение как среди представителей власти, так и среди рабочих завода. За время своей службы начальник завода был награжден орденами Белого Орла, Святого Станислава I и II степеней, Святого Владимира II, III, IV степеней. Святой Анны I, II и III степеней, тремя бронзовыми медалями, а также знаком 40-летнеи беспорочной службы в офицерских чинах для ношения на Георгиевской ленте.

Шурин Лукницкого, будущий революционер Александр Стопани позднее вспоминал, что генерал не очень высоко ценил милости двора и «глубоко презирал жандармов».

Ревностно соблюдая свои служебные обязанности, генерал-майор искренне заботился и о благополучии рабочих завода. В 1907 году, при введении нового штата обер-офицерских кадров, генерал-майору Лукницкому, присвоено звание генерал-лейтенанта.

В 1904 году в свет вышел свод «Правил о пенсиях» и Всеволод Всеволодович, прознав о том, что рабочие не ознакомлены с его содержанием, издал следующий приказ:

"...Необходимость личного разъяснения правил интеллигентным лицам очевидна. Я знаю, что начальники мастерских крайне внимательно относятся к фабрикации и входят в мельчайшие детали ее. Но главный фактор всякой фабрикации все-таки рабочие, и потому нет ничего важнее заботы об устранении возникновения среди них каких-либо недоразумении относительно условий их службы и прав, которыми они пользуются..."

Многочисленные случаи грубости и нарушений чиновников в отношении рабочих завода также не оставались без внимания начальника. «Тот факт, что рабочие вынуждены добывать свой хлеб тяжелым физическим трудом, еще не дает повода к грубому с ними обращению», - написал Лукницкий в приказе.

Генерал-лейтенант считал, что важным фактором успешной работы порохового завода и благополочной жизни обитателей Пороховой слободы является и повышение образованности рабочих. Летом 1905года, назначая комиссию по вопросу об открытии на заводе ремесленной школы, он писал в приказе: "...Считаю совершенно необходимым как для поднятия уровня умственного развития рабочих, так и для удовлетворения предъявленного мне рабочими ходатайства о предоставлении им возможности обучать детей, - просить управление об открытии на счет суммы артиллерийского ведомства при заводе мужского начального училища по образцу сельских двухклассных училищ Министерства народного просвещения с дополнительным профессиональным классом".
Училище было открыто на следующий год.

В трудные экономические годы начальник лично ходатайствовал перед руководством о разрешении повысить рабочим заработную плату.

К 70-летию Лукницкого рабочие в складчину купили для своего директора обширный и дорогой набор письменный принадлежностей.

Всеволод Лукницкий: более 40 лет на "пороховой бочке".
Всеволод Всеволодович Луклицкий
генерал-лейтенант, командир Казанского порохового завода с 1885 года, директор завода с 1909 года
В.В. Лукницкий выезжает из "Главных (Красных) ворот" Казанского порохового завода
"Покой нам только снится"
В 1913 году должен был уйти на пенсию, однако в приказе по управлению от 14 октября 1913 года было объявлено, что» 22 сентября последовало высочайшее соизволение на оставление его на службе до конца мая 1914 года, дабы дать ему возможность пронести пятидесятилетний юбилей состояния в офицерских чинах на действительной службе.»

Однако не удалось генералу уйти на пенсию и в 1914 году – в это время началась Первая мировая война и менять руководство в столь сложный период было очень рискованным делом.


Казанский пороховой завод под руководством Лукницкого начал наращивать темпы производства. Для этого было принято решение запустить другой равномощный завод, которйы был запущен в начале 1917 года. Производство пороха при таких условиях должно было увеличиться до 480 000 пудов в год или до 40 000 пудов в месяц.

Генерал-лейтенант принял итоги февральской революции и сотрудничал с рабочими комитетами завода. Правительство большевиков, как и в свое время царское правительство, высоко ценило деловые качества и способности Лукницкого.

14 августа 1917 года был обычным рабочим днем. На заводе для нужд фронта трудилось 11600 человек, среди них было 2500 солдат. Мощный взрыв, раздавшийся во второй половине дня, застал начальника завода за домашним обедом. Генерал-лейтенант в спешке бросился на завод.

Из воспоминаний казанца Н.Носова:
«Лето, жаркое и душное, подходило к концу. В середине августа вся родня обедала у Зуриных, сидели за длинным столом, был подан зеленый суп, как вдруг где-то за стенами дома громыхнуло, да так, что зазвенели стекла, даже стены задрожали. Все замерли, но громыхнуло во второй раз и все это перешло в какой-то сплошной грохот, стены тряслись, посуда в буфете звенела. Молодежь бросилась на улицу, старики прижались по углам и крестились, шепча молитвы. Николай, а ему было уже 14 лет, выскочил за ворота. Где-то в дали за Соболевской баней все небо было черным и среди этой тьмы то там, то тут возникали яркие вспышки, оттуда и шел душераздирающий гул. Прибежал дворник Федор, он был бледен, тяжело дышал, но все же сумел выдавить: "Пороховой взорвался, сейчас весь город на воздух взлетит, я только что был возле второй части, там все об этом говорят"(вторая полицейская часть находилась неподалеку на Московской улице). На улицу уже высыпало полно народу, все бегали, кричали, размахивали руками, а взрывы продолжались, нагоняя ужас. Федор бросился во двор запрягать лошадей, а Николашка побежал в столовую сообщить обо всем взрослым. Было ясно, что из города необходимо уехать, уехать немедленно и как можно дальше. Каким-то чудом все оказались во дворе, где уже стояли запряженными телега и пролетка, взрослые расселись первыми, им передали детей, мигом выехали за ворота. По Посадской (ныне Тази Гиззата) пытались проникнуть на Московскую (Кирова), но она уже была заполнена подводами, телегами, экипажами, все это двигалось в сторону Сенного базара. Федор развернул лошадей, проехал на Большую Мещанскую (Нариманова), там было все же свободнее. Кое-как пробились на Евангелистовскую (Татарстан), оттуда на Рыбнорядскую (Пушкина), через Большую Лядскую (Горького) в общем потоке, подгоняемые ужасом громыхающих взрывов, оказались на Арском поле, а через час добрались до деревни Собакино, проскочив верст пятнадцать. Остановились перевести дух. Все молчали, боясь посмотреть друг другу в глаза, черные от пыли, расстроенные и усталые, никто не знал, что делать дальше…».

Трагедия 1917 года
Последствия пожара были разрушительны-огонь перекинулся на нефтяные баки, стоящие на Казанке. Особенно страшен был взрыв склада с 5000 пудами пороха, происшедший после 7 часов вечера 14 августа. Практически все постройки завода были разрушены. Серьезно пострадали Мало-Игумнова и Адмиралтейская слободы. Жители Казани массово бежали из города - паника поддерживалась слухами о том, что если взорваться пороховые склады, то будет уничтожен весь город. Деловая жизнь города была парализована – фабрики, заводы, почты и телеграф прекратили работу. Командующий войсками округа объявил в городе военное положение. Все пароходы были отведены вниз по волке на 15-20 километров. Паника была так сильна, что, например, из Ягодной слободы и от железнодорожного вокзала люди пешком бежали до Борискова. Многие не успели ничего взять с собой, бросили дома не запертыми. Родственники теряли друг друга, дети оказывались отдельно от родителей.

К чести казанских городских властей, они сумели в такой ситуации навести порядок. Юнкера оцепили улицы, не дав мародерам проникнуть в брошенные дома. Имущество казанцев уцелело. Потерявшиеся нашли друг друга, отделавшись испугом. В пунктах скопления беженцев были организованы питание и ночлег. Казанские беженцы провели тревожную ночь, наблюдая вдали невиданное зарево.

Донесение о случившемся, посланное в Главное артиллерийское управление России исполняющим обязанности начальника Казанского порохового завода генерал-майором И.Скасырским:

«Сегодня 14 часов 30 минут от невыясненной пока причины возник пожар на станции «Пороховая» (ныне станция Лагерная – авт.). В зоне огня оказалось небольшое количество снарядов, которые взрывом разметало в разные стороны. Какая-то их часть попала на территорию артиллерийского склада, расположенного в нескольких верстах от завода и находящегося в подчинении Военного ведомства, вызвав взрыв большого числа боеприпасов, которые в снарядах и осколках обрушились на завод.
Он непрерывно подвергается сильной и продолжительной бомбардировке. Имеется массовое разрушение производственных зданий и жилых домов. Около 14 часов 30 минут произошел первый взрыв пороха. Начальник завода генерал-лейтенант В.В. Лукницкий скончался в госпитале от потери крови. Число жертв уточняется».

Как именно погиб генерал Лукницкий? Подробности обстоятельств его гибели описываются только в одном документе.

Из показаний техника А.Н. Харина на следствии:

«Когда раздался первый взрыв, я был в управлении завода. После второго взрыва побежал на завод. Около машинного дома догнал начальника завода Лукницкого и с ним побежал в пироксилиновое отделение. Через наши головы стали пролетать снаряды. Нас догнал техник Кравец и посоветовал вернуться обратно. Начальник завода не захотел покинуть завод и предложил мне ехать с ним на "новый пороховой". Мы подъехали к машинному зданию, снаряды падали дождем. Мы вошли в здание кислотной. В это время послышались сильные взрывы, посыпалась штукатурка и рамы. С нас были сорваны шапки. Мы вышли на площадь перед зданием и побежали к лаборатории. Сильнейшим взрывом нас отбросило друг от друга. Я был легко ранен в бок. Когда я снова приблизился к Лукницкому, то заметил, что у него оторвана часть правой руки. Падение снарядов было столь частым, что падали убитые и раненые голуби».

Позднее,21 августа 1917 года, ИО начальника порохового завода Скасырский отчитался перед ГАУ:

«Пожар, начавшийся 14 августа, затих только к вечеру 18 августа. Но взрывы отдельных снарядов продолжаются и теперь. Из имеющихся в готовности порохов и зарядов сгорело 46100 пудов, взорвалось 32499 пудов. Сгорели также все запасы нефти и мазута в количестве 180 тысяч пудов. Пострадало 542 здания, из которых 156 подверглись полному разрушению и 193 сильно повреждены. По предварительным данным, погибли 8 человек, 20 получили тяжелые ранения и 60 были легко ранены».








Во время следствия выдвигались различные причины трагедии, в том числе и возможная диверсия. Генерал Корнилов в своем приказе сообщал, что, по данным контр-разведки, взрыв был устроен немецкими шпионами. Однако, в официальных документах фигурирует следующая причина:

«Комиссией установлено, что в тот день, 14 августа 1917 года у железнодорожного полотна станции «Пороховая» были штабелированы два вагона с французскими фугасными снарядами. Рядом со штабелем ранее была выгружена селитра в мягкой таре. Часовой, охраняющий снаряды, закурил и по небрежности бросил окурок, отчего загорелись сухая трава, щепки, и огонь моментально перекинулся на селитру и штабель снарядов. Часовой, испугавшись взрывов, убежал.

Огонь пыталась тушить сторожиха Красильникова. Но так как снаряды были снабжены взрывателями, произошел взрыв. Этим взрывом раскаленные осколки и неразорвавшиеся снаряды разбросало в разные стороны. Часть снарядов упала на территорию завода и одновременно на артсклад, вызвав новый, еще больший взрыв. От прямого попадания снарядов взорвались два погребка с порохом. Большое количество пороха и зарядов сгорело. Из пробитых хранилищ вытекли в русло Казанки нефть и мазут, затем это горючее полностью сгорело».

Всеволода Лукницкого хоронили как героя. Тысячи Казанцев пришли проститься с покойным генералом от артиллерии (звание было присвоено посмертно), чей гроб был выставлен в Доме офицеров (в наши дни — это Казанская ратуша). После отпевания в Богоявленском соборе гроб был перенесен на руках к месту захоронения возле церкви Пороховой слободы. Церковь была расположена рядом с домом генерала, в котором он прожил более 40 лет.

В 1929 г. в память о Лукницком рядом с церковью был установлен памятник-ротонда. Сейчас памятник находится в заброшенном состоянии.

В августе 2005 г. на улице, названной именем В.В. Лукницкого (бывшей 25 лет Октября в Кировском районе Казани), прошло торжественное открытие памятника-бюста генералу от артиллерии начальнику Казанского порохового завода Всеволоду Всеволодовичу Лукницкому.

При подготовке статьи использованы материалы:
Забелин Л.В. Из истории пороховой промышленности России до 1917 г., М., ЦНИИ НТИКПК, 1999
cyberleninka.ru, oldkazan.narod.ru, kazanpowder.ru
Made on
Tilda