Рост населения Казани привел к тому, что обычный гужевой транспорт не справлялся с пассажиропотоком. До 1875 года единственным средством передвижения казанцев были конные повозки, которыми владели богатые владельцы транспортных артелей. Извозчики с охотой шли работать в подобные артели, хотя были те, кто предпочитал работать только на себя. |
В 1854 в Казани было учреждено дилижансное сообщение. По городу начали курсировать четыре вместительных омнибуса, в каждом из которых могло разместиться 12 пассажиров. Маршрут омнибусов начинался от Толчка - центрального городского рынка, действовавшего до середины XX века рядом с Гостиным двором на Малой Проломной улице (позднее — Профсоюзной) и шел до Волжской пристани. В подобные экипажи было запряжено две лошади. В случае необходимости кондуктора помогали лошадям толкать вагоны на крутых участках дороги. |
В Казани долгое время существовал еще один вид общественного транспорта – барабус. Барабус представлял из себя сани-розвальни, в которых лежал соломенный тюфяк. Такой тип перевозки был возможен только зимой. Несмотря на низкую комфортабельность, барабусы пользовались популярностью из-за низкой цены за услуги. Название же этого традиционно казанского транспорта происходит от татарского слова «барабыз», что в переводе означает «идём, едем». |
Идея строительства конной городской железной дороги впервые возникла в 1867 году, однако проект не был реализован из-за последующего отказа промышленника-изготовителя. В итоге, первая конка была запущена лишь 2 октября 1875 года. Первоначально в эксплуатации находилось 12 вагонов с вместимостью до 40 человек. Отправной точкой для конных трамваев был, как и прежде, городской рынок Толчок. Вначале были открыты 2 линии: «Волжская» — от Толчка до Дальнего устья и «Проломная» — от Толчка по Проломной улице через Рыбную площадь до церкви Сошествия св. Духа в Суконной слободе. К концу XIX века общая протяженность пяти линий составила 18,3 км. Пути в основном были одноколейные с разъездами через 300—600 м. Конка располагала двумя парками: Адмиралтейским на 200 лошадей и Арским на 130 лошадей. |
Казань стала одним из первых российских городов, в которых появился этот вид транспорта. В то время город располагал 36 трамвайными вагонами и 15 километрами путей. Движение шло по трём линиям: Центральной, Грузинской и Проломной. В 1900 году было открыто движение электрического трамвая на волжскую пристань. Тогда же пошли трамваи по Екатерининской и Черноозерской линиям. Ходил трамвай и в Кизическую слободу. |