Как казанцы праздновали новый год в 19-м веке?
Оливье, шампанское и мандарины стали неотъемлемой частью празднования нового года для современных россиян, в том числе и казанцев. Городские елки, праздничные фейерверки, прогулки и походы в гости – именно так проходят зимние праздники для большинства наших современников. Но как казанцы отмечали новый год в позапрошлом веке? Inkazan расскажет о новогодних гуляниях минувших дней.
INKAZAN
Кулачные бои
"Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага"
В Конце XIX-го века очевидцем и участником сражений на льду озера был и всемирно известный оперный певец Федор Шаляпин. Об этом он рассказал в своей книге «Страницы из моей жизни».

«Прекрасно на Кабане летом, но еще лучше зимою, когда мы катались на коньках по синему льду и когда по праздникам разыгрывались кулачные бои – забава тоже, говорят, нехорошая. Сходились с одной стороны мы, казанская русь, с другой – добродушные татары.

Начинали бой маленькие. Бывало, мчишься на коньках, вдруг, откуда ни возьмись, вылетает ловкий татарчонок: хлысь тебя по физиономии и с гиком мчится прочь. А ты прикладываешь снег к разбитому носу и беззлобно соображаешь:

– Погоди, кожаное рыло, я те покажу!

И, в свою очередь, колотишь зазевавшегося татарчонка.

Эти веселые кавалерийские схватки на коньках и один на один, постепенно развиваясь, втягивали в бой все больше сил русских и татарских. Коньки сбрасывались с ног, их отдавали под охрану кого-нибудь из товарищей и шли биться массой, в пешем строю. Постепенно вступали в бой подростки. За ними шло юношество, и, наконец, в разгаре боя, являлись солидные мужи в возрасте сорока лет и выше. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага. Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю или кусок железа, того единодушно били и свои и чужие.»

Театры
Основным развлечением образованной публики был театр, природа которого требовала создания специальной площадки для игры актеров и мест для размещения зрителей. Поначалу для театральных представлений использовались помещения в зданиях учебных заведений и жилом доме. Причем помещения эти были вполне подходящими. Так, о театральном зале в Казанской гимназии во второй половине XIX века современный автор писал:

"Театр, ей богу, такой, что и желать лучше не можно < ... > партер, обитый красной каразеей < ... > поместил в себя 400 человек".

После посещения Казани Екатериной II 3 сентября 1767 года был издан специальный указ, где, в частности, писалось:

"Содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколько возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости".

Спустя некоторое время при содействии казанского губернатора кн. Баратаева в Казани появляется общедоступный платный театр под руководством придворного актера В. Р. Бобровского. Представления этого театра проходили в доме № 25 по нынешней улице Кремлевской. Спустя довольно значительное время Казань обзаводится специально построенным деревянным на каменном фундаменте театральным зданием - его построил страстный любитель театра помещик П.П. Есипов. Это было внушительное здание, украшенное деревянными колоннами, до 100 метров в длину и до 50 метров в ширину. Просуществовав около пятнадцати лет, театр этот сгорел во время опустошительного пожара 1815 года. Впоследствии появляется каменный городской театр, здание которого неоднократно перестраивалось, пока пожар 1919 года не положил конец его существованию.

Сады
Большое место в развлечениях казанцев занимало посещение садов. Если в 1840 году в городе было всего два общественных сада, то к концу века их насчитывалось более десятка. Часть из них располагалась в само центре города - Черное озеро, Лядской и Панаевский сады, сад Эрмитаж, Державинский сад и Николаевский сквер. Некоторые были в слободах, как например, Андреевский в Адмиралтейской слободе.

Сады имели разный набор сооружений для развлечения публики. Николаевский сквер, например, был известен как место, где возводили временные балаганы чрезвычайно распространенные в то время "паноптикумы" и передвижные "музеи", где демонстрировались разного рода чудеса природы.

Расположенный неподалеку Черноозерский сад славился рестораном, едва ли не самым изысканным в городе. Причем ресторан был известен не только кухней, но и выступлениями артистов "легкого жанра". Деревянное, построенное в начале 1880-х годов по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина, двухэтажное здание ресторана располагалось в саду и был разобрано первым в городе пионерским отрядом под руководством первого вожатого И.Малкина.

Интересно, что ресторан освещался электричеством от собственной динамомашины задолго до появления в Казани городской электростанции.

Значительно меньшим по размерам, но весьма посещаемым был Панаевский сад. Там тоже был неплохой, судя по газетам, ресторан, хороший кегельбан и летнее концертное помещение. Привлекал к себе внимание и живописно расположенный сад "Эрмитаж" (бывший Износковский). Гораздо более непритязательными были отдаленные от города "гулянья". Отдых в Русской Швейцарии носил в основном семейный характер. Публика выезжала туда зачастую со своими самоварами и, расположившись на траве, предавалась чаепитию. Большое скопление отдыхавших не могли оставить без внимания тогдашние деятели шоу-бизнеса, и в Швецарии стали появляться балаганы с незамысловатыми платными развлечениями. А позже здесь же появляется наскоро сколоченное здание кинематографа.

Кино
Кинематограф в Казани появился, как и во многих городах России, в 1896 году и сразу же вызвал большой интерес. Сначала кинофильмы демонстрировались в садах, затем в залах. Появились первые кинотеатры, но все они или размещались в уже существовавших помещениях, приводивших- ся в соответствие с требованиями противопожарной безопасности, или же для кинематографов строились деревянные здания временного характера. Ко времени начала первой мировой войны в Казани было немало кинотеатров, но о многих из них можно было сказать строчкой из О. Мандельштама - "Кинематограф. Три скамейки" ...

Не только до революции, но и длительное время после нее кинофильмы демонстрировали в приспособленных или, в лучшем случае, реконструированных зданиях. Лишь в послевоенное время в Казани стали появляться отдельно стоящие здания кинотеатров.
Цирк и скачки
Нельзя не упомянуть и о таких видах развлечений, которые объединяли совершенно различные классы населения: цирк и бега.

Город с большими цирковыми традициями, Казань долгое время довольствовалась или цирками-шапито, или временными деревянными цирковыми зданиями. Это положение сохранял ось до тех пор, пока не было построено постоянный деревянный цирк братьев Никитиных в районе бывшего Банного озера. Здание его, отчасти реконструированное, просуществовало вплоть до постройки в 1967 году нового цирка близ набережной Казанки. Главное отличием старых цирковых программ от современных было в том, что в старину в цирк часто ходили смотреть на борьбу - она повышала азартность зрелища и тем самым привлекала в зрителей в цирк.

Столь же азартным зрелищем были и бега. И там мы встречаемся с архитектурным оформлением места зрелища, пусть и довольно примитивным - сколоченными из досок трибунами. Существующий казанский ипподром был сооружен не на месте старого, как часто ошибочно думают, а на значительном удалении от него: до революции ипподром располагался на нечетной стороне Оренбургского тракта, напротив городка танкового училища.
Использованы материалы: kazan24.ru
Made on
Tilda