Казань и Нижний Новгород являются одними из крупнейших городов Поволжья. Не редко можно услышать, как жители этих городов сравнивают достижения двух региональных столиц, пытаясь приукрасить заслуги своего города и приуменьшить значимость соседей. Inkazan расскажет о сходствах и различиях, а также значительных достижениях Казани и Нижнего Новгорода в разные периоды истории.
INKAZAN
Военное соперничество в средние века
Нижний Новгород был основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем как крепость для контроля важной стратегической и экономической зоны слияния Оки и Волги. Русский князь вел войну против мордвы и волжских булгар, а новая крепость была призвана стать оплотом для военных операций в регионе. Ранее, в 1217 году зиму булгары прислали послов просить мира, но Юрий им отказал.
В 1221 году он лично хотел идти в поход против булгар. По пути его встретило второе булгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ. В Городец , где остановился князь, явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир.
Позднее, во время правления Ивана Грозного, Нижний Новгород сыграл важную роль в наступлении московских войск на Казань в качестве перевалочного пункта.
Современная Казань, по разным версиям, была основана в Х, XII, либо XIV веках. Казань была основана как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии. В XIV веке Казань переживает рост, становится важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды. Основатель Казанского ханства хан Улу-Мухаммед во время своего правления несколько раз завоевывал Нижний Новгород во время войны с Москвой. Утвердившись в Среднем Поволжье, хан решил восстановить господство над русскими княжествами. Свои набеги на Русь хан начал весной 1439, занял Нижний Новгород, дошёл до Москвы, сжёг её посады.
В 1444-1445 годах он предпринял еще более удачный поход на русских, в результате чего в плену у Мухаммеда оказался великий князь Василий. Кроме огромного выкупа за пленных, для сбора налога в русские города были назначены казанские чиновники.
Нижегородский и Казанский кремли – история двух твердынь
Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие синонимы — кром, город; укрепление) — название городских укреплений в средневековой Руси; город-крепость, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.
Историческим центром Нижнего Новгорода является Кремль.
На момент создания города, кремль был построен из дерева в рекордные сроки. На его возведение потребовалось около года. Причиной тому стало большое количество мастеров и ремесленников, бежавших в Нижний Новгород из Великого Новгорода от больших налогов и податей.
Началом строительства каменного Нижегородского кремля стала закладка в 1500 году в верхней части города Тверской (ныне Кладовая) башни. Работа была прервана набегом орды хана Мухаммед-Амина в 1505 году. Возобновлено строительство было в 1508 году. Завершено строительство, как предполагают, где-то после 1516 года.
Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьетро Франческо(Петра Фрязина). В XVI веке кремль многократно подвергался осадам и приступам (в 1521, 1536 и 1574 годах), при этом ни разу не был сдан осаждающему войску. К 1697 году кремль утратил военное значение.
В Казаникаменный кремль был возведен только после взятия города Иваном Грозным. До этого момента крепостные сооружения кремля были изготовлены из дерева.
После осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного).
Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба. Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные. Вскоре кремль теряет свое военное значение из-за расширения границ государства.
Пугачёвское восстание 1773-1775 годов вновь обратило казанский кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачёва были вынуждены отступить от Казани. Тем не менее, Емельян Пугачёв всё же побывал в кремле Казани — он содержался там в одном из казематов перед отправкой на казнь в Москву.
Экономическое соперничество: Макарьевская ярмарка и Казанский гостиный двор
Нижегородская Макарьевская ярмарка имеет давнюю и сложную историю. В 1524 г. Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске. После покорения Казанского ханства в 1552 году складываются благоприятные условия для торговли. Вскоре после этого образуется ярмарка у обители преподобного Макария. Ярмарка успешно развивалась из-за удобного расположения на середине Волжского пути. В 1666 году на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели.
В конце XVII века привоз товаров достигал 80 тыс., в половине XVIII в. — 490 тыс., а к концу его — 30 млн руб. В это время в Макарьеве казённых ярмарочных помещений было 1400; кроме того, купечеством было построено 1800 лавок.
Сильно разросшись, часть ярмарки захватила даже противоположный берег Волги у села Лысково. Строения ярмарки носили временный характер, представляя деревянные балаганы, лавки и трактиры. К середине XVIII века многие строения пришли в негодность, и 18 июня 1751 года вышел царский указ о постройке каменного гостиного двора на месте старого деревянного.
Сохранились многочисленные проекты по перепланировке ярмарки конца XVIII — начала XIX веков. К концу 1809 года перестройка ярмарочного комплекса была завершена.
16 августа 1816 году произошёл пожар, который уничтожил гостиный двор , нанеся убыток в размере 2 млн рублей. 15 июля 1822 г. в каменном гостином дворе и деревянных временных помещениях была открыта торговля. Продолжительность ярмарки составляла более месяца: флаги поднимались 15 июля и опускались 25 августа. Но настоящий торг начинался с августа и продолжался до начала сентября.
Ярмарка раскинулась на площади в почти 8 км² на левом низком берегу реки Оки, на большом мысе, образуемом при впадении Оки в Волгу.
Казаньиздревле была крупным торговым узлом на пересечении востока и запада.
Согласно «Книге казанского торгу» 1566 года писцов Микиты Борисова и Дмитрия Кикина и городового таможенника Матвея Тараканова, у Спасской и Воскресенской улиц, напротив Спасской башни Казанского кремля, существовал деревянный «Гостин двор приезжих гостей» с лавками и амбарами, устроенный за счёт государевой казны государевыми плотниками. Там же находилась таможенная изба с весами. Площадь именовалась Казанским торгом и была коммерческим центром посада, складочным пунктом для товаров поволжских купцов.
В конце XVI века «на Казанском торгу» насчитывалось более 365 лавок, около 250 мелких торговых помещений (скамей, полков, шалашей, кузниц и других), торговля в которых шла и зимой, и летом.
В конце XVII века деревянный Гостиный двор был заменён каменным. В 1770 году казанский архитектор В. И. Кафтырев перестроил здание Гостиного двора до размера квартала. Количество лавок было увеличено до 777.
От пожара, случившегося в 1797 году, здание Гостиного двора сильно пострадало. Поэтому посетивший в следующем году Казань император Павел I приказал его восстановить. Для этого была выделена беспроцентная ссуда на десять лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей.
При городской реформе 1870 года здание Гостиного двора стало городским имуществом, и торговлей в нём стала заведывать городская управа.
В 1895 году в северо-восточной части здания был устроен Городской музей, а несколько западнее был открыт городской ломбард. Были увеличены окна, над угловым входом появился эклектичный шатёр.
Железнодорожное преимущество
Строительство железной дороги в регионе было необходимо. С 1817 года, когда знаменитая Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, город стал одним из важных и главных торговых центров России. Железнодорожная линия открывала возможность более удобно и быстро доставлять товары на Нижегородскую ярмарку, а также связала Центр России с Поволжьем и восточными регионами страны, снабжала Москву продуктами.
Первое заявление о строительстве железной дороги Москва – Нижний Новгород поступило в Главное Управление путей сообщения и Публичных Зданий от статского советника Вонлярляровского в 1847 году. Окончательный проект строительства был утвержден в 1857 году. В том же году в России создается Главное Общество Российских железных дорог, которому поручается строительство 4-х дорог, в том числе Московско-Нижегородской. Железнодорожная линия проходила через Москву, Покров, Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец, Нижний Новгород. Строительство было разделено на два участка: Москва – Владимир и Владимир – Нижний Новгород. К строительству первого приступили весной 1858 года, а второго весной 1859 года. Общее руководство строительством было передано французским инженерам, а практическую часть осуществляли русские специалисты. На строительство привлекались крепостные крестьяне и вольнонаемные рабочие. Труд был изнурительный, нормы непосильны, да и к тому же часто обманывали и обсчитывали неграмотных крестьян. Жили в землянках, едой и одеждой обеспечивали себя сами. Из орудий труда были кирка, лопата, да тачка.
Сквозное движение поездов между Москвой и Нижним Новгородом было открыто 2 (15) августа 1862 года.
Казаньна рубеже XIX-XX вв. превращается в город, экономическое значение которого не выходит за рамки областного центра и волжского порта. Некогда процветавшая торговля стала хиреть, не выдерживая конкуренции на всероссийском рынке из-за бездорожья. Поставки хлеба на север стали обходиться казанцам дороже, чем нижегородским и самарским помещикам. Огромные убытки понесли не только землевладельцы, но и промышленники с купцами. Правительству и царю посыпались многочисленные прошения о проведении железной дороги на Казань. Челобитные подкреплялись экономическими выкладками ученых казанского университета. В конце концов Александр II утвердил сооружение линии Нижний Новгород – Казань, бравшей начало в Москве.
В начале 90-х годов XIX века разрабатывается проект железнодорожной линии Москва – Казань. В 1891 году создается Общество Московско-Казанской железной дороги, во главе с сыном известного железнодорожного магната Николаем Карловичем фон Мекком.
Московско-Казанская железная дорога начала ХХ века имела еще одну особенность — она состояла из двух частей: Москва — Свияжск и Паратский затон (ныне Зеленодольск) - Казань.
Моста через Волгу тогда не существовало, поэтому в летнее время составы переправляли через реку на паромах, а зимой — тянули по льду на лошадях. Осенью и весной, во время ледохода, сообщение между двумя частями дороги прекращалось.
Несмотря на все попытки Казани наверстать упущенное железнодорожное преимущество, Московско-Казанская железная дорога являлась лишь продолжением линии Москва-Нижний Новгород, что обеспечивало последнему неоспоримое торговое преимущество.
Как строили железную дорогу в конце XIX века?
"Великий путь: Виды Сибири и ея железных дорог"
Фотографии И. Томашевича из альбома "Великий путь: Виды Сибири и ея железных дорог"( строительство Транссибирской магистрали)
УКЛАДКА ШПАЛ. Первый этап работы — укладка шпал. Шпалы делаются преимущественно из лиственничного и соснового леса хорошего качества последней зимней рубки и должны быть совершенно очищены от коры, сучьев и горбин. Шпалы бывают 2-х родов : стыковые и промежуточные, нормальная длина тех и других — 3 аршина 7, 25 вершков. На каждую версту главного пути идёт 1500 шпал, причём стыковые шпалы должны составлять 2% этого количества. Обыкновенно для хранения шпал устраиваются особые склады, из которых шпалы берутся поездами... Укладка шпал произво-дится таким образом. Сначала идёт рабочий с 4-х сажённой рейкой, отвечающей длине рельс, и отмечает места стыков рельсов (т. е. промежутков между концами двух рельсов); пройдя одно звено, он, не останавливаясь, продолжает отмечать места стыков далее. Следом за ним партия рабочих в 20 человек, взявши из штабелей необходимое количество шпал, разбрасывает их между сделанными первыми отметками (2 стыковых и 10 промежуточных).
ЗАРУБКА ШПАЛ. За шпальщиками следуют 15 зарубщиков с балдушками и топорами, которые зарубают гнёзда для рельсов, во избежание опрокидывания последних. Зарубки делаются по железным шаблонам, причём каждая зарубка представляет собою со-вершенно гладкую поверхность, с уклоном к оси пути и должна прилегать к шаблонам. Длина зарубки меняется в зависимости от радиуса кривой.Все зарубки на шпалах, перед укладкой на них рельсов, должны просмаливаться. Когда шпалы зарублены, начи-нается рихтовка по шнуру для уравнивания правой стороны... Если шпала выдалась правым концом из линии, — с помощью кирок ей придают должное положение
ВЫГРУЗКА РЕЛЬСОВ С ПЛАТФОРМ. В то время, когда раскладываются шпалы, к последнему уложенному звену подаётся мате-риальный поезд с платформами, нагруженными рельсами. Разгрузка рельсов с платформ производится таким образом : лишь только поезд подойдёт к концу укладки, на платформы становятся 6 рабочих, из них четверо, при помощи ломов, сбрасывают рельсы с края платформы и двое наблюдают, чтобы рельсы правильно ложились при падении на землю и не скатывались под откос. Рельсы применяются виньолевского рельса с широкой пятой весом 18 фунтов в 1 погонном футе; нормальная длина этого рельса 28 футов или 4 с; в кривых частях пути на внутренней колее употребляется укороченный рельс длиною в 27 футов 7 дюймов. Бывают рельсы и 22,5 фунтов
НАГРУЗКА ВАГОНЕТОК. После сгрузки с платформ и подачи обратно поезда, рельсы нагружаются на поданные вагонетки; нагрузка последних производится 6 рабочими, а затем конюх припрягает лошадь и подвозит груженую вагонетку к месту укладки, сбрасывает пару рельсов на зарубки, и по этим же рельсам продвигают вагонетку до конца, сгружают вторую пару рельсов и т. д., пока вагонетка не будет освобождена от груза. Каждая вагонетка поднимает 8 звеньев, т. е 16 рельсов; после выгрузки этих 8 звеньев пустая вагонетка сбрасывается на последнем звене, а следующая пропускается вперёд к месту укладки, затем опять становится на путь и направляется к платформам, где её вновь нагружают; таким образом, в зависимости от спешности работ, в движении непрерывно находится от 6 до 10 вагонеток и на конец работ всегда имеются рельсы для дальнейшей укладки
РАСТАСКИВАНИЕ РЕЛЬСОВ. Следующим моментом за нагрузкой на вагонетки является растаскивание их на шпалы. Рельсы сгружаются с вагонетки четырьмя рабочими, снабжёнными двумя клещами; захвативши одновременно два рельса за передние части, рабочие тащат их, как показано, с вагонеток вперёд до тех пор, пока рельсы не соскочат на шпалы; отсюда рельсы двигают-ся к концу стыков уже уложенных, но не сболченных ёщё рельсов; так разгружается вся вагонетка и затем гонится пустой обратно. Выгрузка с платформ скреплений (накладок, подкладок, болтов и костылей) производится независимо от выгрузки рельсов двумя рабочими; скрепления доставляются к месту укладки на подводах. Эту работу иногда отдавали рядчикам. Выгрузка рельсов с платформ, нагрузка их на вагонетки и растаскивание на шпалы производилась артелью рабочих в 24 человека.
СБАЛТЫВАНИЕ РЕЛЬСОВ. Болтовщиков полагалось 12 человек, не считая мальчиков, разносивших скрепления. Тотчас же по спуску с вагонеток рельсов начинается заболтовка их. Все стыки рельсов соединяются между собой узловыми накладками и стяги-ваются горизонтальными болтами, расположенными симметрично относительно стыка; головки пары болтов ближайших к стыку, обращается во внутрь, а головки пары болтов, удалённых от стыков, — внаружу пути; на стыковых шпалах, кроме накладок, укла-дываются ещё двухдырные подкладки. Стыки рельсов располагаются не на шпалах, а висят между ними. Количество подкладок, укладываемых на промежуточных шпа-лах, находится в зависимости от радиуса кривой. Подкладки употребляются для уничтожения тряски при езде и для более прочно-го прикрепления рельсов. При укладке рельсов в стыках между ними оставляются зазоры, позволяющие рельсам удлиняться при повышении температуры и поэтому, для свободного перемещения концов рельсов, отверстия для болтов в накладках делаются овальной формы. В кривых частях пути расстояние между рельсами уширяется и тут же, кроме того, для уничтожения действия центробежной силы, стремящейся сдвинуть поезд с рельсов по касательной, наружный рельс возвышается над внутренним, в за-висимости от радиуса кривой.
КОСТЫЛЬЩИКИ. Костыльщики завершают укладку пути. Забивка костылей производится 2-мя рабочими (вся артель костыль-щиков состоит из 40 человек), из которых 1 поднимает, в виде рычага ломом, положенным на пенёк, шпалу, а другой в это время ударяет в середину головки костыля, стараясь, чтобы костыль сохранил перпендикулярное положение к шпале. Костыли забиваются с осторожностью, чтобы не смять головки костыля и не расколоть шпалу. Как только звено пришито, тотчас же к нему подходит партия рихтовщиков пути, выправляя большие изгибы в направлении пути; подбивкой пути землёй (чёрный ремонт) заканчивается укладка. Пассажирские пути могут ходить лишь по насыпке балластного слоя, поддерживающего шпалы. Балласт засыпается уже не рабочими укладки, а рабочими начальников участков. Все работы по укладке пути производятся одно-временно : костыльщики не ждут болтовщиков, эти последние не ждут раскладки рельсов, — ход работы, разделенной на части, идёт непрерывно
ХХ век – все для фронта, все для победы
В советское время по всей стране появлялись сотни промышленных предприятий, однако некоторые из них сыграли ключевую роль в развитии страны и внесли особенно весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Одним из таких предприятий Поволжья стал Горьковский автомобильный завод, выпускавший грузовые автомобили и легкие танки.
31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой».
Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА).
В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.
В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик. Тогда же с учётом бо́льших возможностей ГАЗа по сравнению с московским заводом № 37, разработавшим Т-60, началось проектирование нового лёгкого танка Т-70 с усиленным бронированием и вооружением. весной 1942 года на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64, разработанный на базе армейского внедорожника ГАЗ-64. В 1943 году были освоены модернизированный (с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67.
За годы Великой Отечественной войны было выпущено:
Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. В послевоенные годы Горьковский завод стал одним из лидирующих производителей Советского Союза не только военной техники, но и гражданских автомобилей.
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе». 14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве.
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов). В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры.
Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Наука и образование –XXI век
На сегодняшний день в Нижнем Новгороде насчитывается свыше 50 высших учебных заведений и филиалов, среди которых 6 университетов, 4 академии, консерватория и более 5 институтов.
В Нижнем Новгороде находятся: 6 университетов, 4 академии, консерватория и более 5 институтов. Всего насчитывается свыше 50 высших учебных заведений и филиалов.
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) был открыт 17 января 1916 года как один из трёх Народных университетов России, входящих в систему вольных университетов. В настоящее время включает в себя: 19 факультетов, 132 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов. В университете обучается около 40 000 человек, около 1000 аспирантов и докторантов. Волжский государственный университет водного транспорта является крупнейшим вузом России, который выпускает инженеров водного транспорта.
Нижегородский государственный педагогический университет — один из старейших и крупнейших педагогических вузов России. НГПУ включает 9 факультетов, 4 института, 66 кафедр, 12 научно-исследовательских лабораторий, 1 научно-исследовательский институт прикладной психологии, региональный научно-образовательный центр. В настоящее время численность студентов превышает 12 000 человек.
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) — один из ведущих технических вузов Приволжского федерального округа. В университете обучаются свыше 11 тысяч студентов и специалистов, в том числе иностранные студенты.
В Нижнем Новгороде работают 20 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, а также пять академических институтов. Крупнейшим из них является Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН.
В Казани действует 44 высших учебных заведения (включая 19 филиалов и представительств иногородних вузов), в которых получает образование более 140 тыс. студентов ( данные 2009 года).Казань является единственным городом в России, имеющим одновременно федеральный университет и два национальных исследовательских университета. Наиболее крупными вузами города являются:
Казанский (Приволжский) федеральный университет. В Казанском государственном университете (бывшем Императорском) собственно обучалось более 16 000 студентов по 40 специальностям и 7 направлениям и более 600 аспирантов. Профессорско-преподавательский корпус составлял более 1100 человек, в том числе более 200 профессоров и докторов наук, более 500 доцентов и кандидатов наук. Научную деятельность осуществляли более 200 научных сотрудников
Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) — Имеет статус национального исследовательского университета. Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности 5 марта 1932 года.
Наиболее крупными научными центрами Казани являются: Казанский научный центр РАН, в состав которого входят входят 5 академических институтов, в том числе Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова — крупнейший физико-химический и химико-биологический исследовательский центр РАН в Поволжье. Научный центр имеет 7 научных школ, 6 учебно-научных и научно-образовательных центров.
Академия наук Республики Татарстан была учреждена 30 сентября 1991 года. Академия имеет в своём составе семь отделений по направлениям наук и Ульяновское региональное отделение, а также 17 научно-исследовательских институтов и центров. Под научно-методическим руководством АН РТ также работает большое число исследовательских организаций.
Транспорт: движение под землей
Не многие города могут похвастаться наличием метрополитена, однако в Нижнем Новгородеметро появилось еще в 70-е годы прошлого века. Еще меньше городов обладают канатной дорогой, но Нижний Новгород и здесь даст фору большинству других населенных пунктов.
История Нижегородского метрополитена начинается в октябре 1973 года, когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики московского института «Метрогипротранс». Строительство началось 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции «Ленинская».
13 июля 1984 года в котловане станции «Московская» обрушились стены. Двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве метро, погибли. Существует легенда, связанная с этим событием, будто призраки погибших студентов до сих пор гуляют по тоннелям и станциям метрополитена.
20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошла линия протяжённостью 7,8 км с шестью станциями
20 декабря 1993 года состоялось открытие и запуск двух новых станций — «Канавинская» и «Бурнаковская» которые положили начало Сормовско-Мещерской линии. После этого наступил долгий застой. Строительство новых станций было заморожено на неопределённый срок из-за недостатка финансирования. И только 9 сентября 2002 года была открыта 13-я станция метро — «Буревестник» Сормовско-Мещерской линии. В 2009 году был построен метромост через Оку.
Развитие Нижегородского метро планируется в семи направлениях — до Мещерского озера, Сенной площади, центра Сормова, в микрорайоны «Юг», Верхние Печёры, «Щербинки-2» и «Кузнечиха-2».
Казанскийметрополитен был открыт 27 августа 2005 года во время празднования 1000-летия Казани и стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, — через 14 лет после открытого в 1991 году метро в Свердловске (ныне Екатеринбург). Казанский метрополитен стал седьмым и последним по счёту в России, третьим в Приволжском федеральном округе и пятнадцатым в бывшем СССР.
Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, финансирование же этого строительства началось в 1997 году.
Строительство метро началось 27 августа 1997 года. Подземная проходка тоннелей началась с мая 2000 года с помощью современных тоннелепроходческих комплексов (ТПК) и щитов.
На первом пусковом участке самые активные строительные работы производились в 2003—2005 годах с привлечением иногородних организаций с использованием восьми ТПК одновременно.
Станции сооружались открытым способом. Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. Первыми его пассажирами стали президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
На первой Центральной линии в 2018 году планируется сдать в эксплуатацию ещё одну станцию «Дубравная», пересадочную на будущую вторую линию.
Транспорт: движение над землей
Нижегородская канатная дорога была открыта зимой 2012 года. Первыми пассажирами в испытательной поездке стали 16 чиновников во главе с губернатором Валерием Шанцевым.
Уже через неделю после пуска, 15 февраля из-за сильного ветра произошло срабатывание автоматики и канатная дорога была остановлена. За первый год работы количество перевезённых пассажиров составило почти 2 млн человек.
Длина дороги составляет 3661 метр при перепаде высот в 62 метра, число опор — 10.
Первоначально стоимость проекта оценивалась в 550 млн рублей, 302,5 млн планировалось выделить из областного бюджета, к 2011 году стоимость возросла до 850 млн рублей. Общая сумма вложений составила 950 млн рублей, половина из них — кредитные средства. На конец 2015 года кредиторская задолженность составляла 348 млн рублей.
В Казанитоже существовала небольшая канатная дорога. Она располагалась в парке Горького и проработала с 1979 по 1984 год. Ее протяженность составляла 300 метров. Она соединяла парк с пляжем. В середине 2000-х ее демонтировали в связи со строительством моста «Миллениум».
В прошедшем году был представлен проект новой канатной дороги, которая призвана стать еще одной городской достопримечательностью Казани и одновременно удобным транспортным решением. Длина новой дороги составит три километра, преодолеть которые можно будет всего за 9 минут. Одну из станций по проекту предполагается разместить рядом с гостинично-развлекательным комплексом «Корстон».
На данном маршруте предполагается использовать 57 восьмиместных гондол. Двигаться они будут со скоростью 5 метров в секунду, поэтому за час канатная дорога сможет перевезти 1200 пассажиров.
На сегодняшний день проект канатной дороги от Казани до Верхнего Услона и Иннополиса приостановлен.
Итоги
Как мы видим, Казань и Нижний Новгород всегда шли нога в ногу со временем. Средневековая вражда сменялась экономической конкуренцией, а позднее - тесным сотрудничеством на благо страны. На сегодняшний день Оба города являются лидерами в своих регионах и по праву считаются одними из самых преуспевающих городов Поволжья.