МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ

как 50 000 человек застряли под Казанью

Казань обросла множеством поселков, жизнь в которых неразрывно связана со столицей Татарстана. Куюки — один из них. И, как многие соседи, поселок растет, но его проблемы увеличиваются быстрее. Каково это — садиться за руль за несколько часов до рассвета и стоять в бесконечном ожидании — в материале Inkazan.

Как Куюки оказались в 2035 году

Куюки — старая деревня. Дата ее основания теряется еще во временах ханской Казани. Иван Грозный переселил туда принадлежащих государству крестьян из Углича и Костромы. В конце XVIII века в Куюках жили почти 200 человек. К 1926 году население достигло 1 600 человек. Однако начавшийся процесс коллективизации привел к оттоку населения в город. Следующие 80 лет население деревни неуклонно сокращалось.

К началу нового тысячелетия в Куюках едва ли набиралось полторы сотни жителей. Несмотря на близость города, это была настоящая татарстанская глубинка, окруженная засеянными полями. Однако в 2004 году земли привлекли инвесторов: пять частных лиц на аукционе купили сразу 500 гектаров земли у минземимущества Татарстана и объединились в компанию «Союз землевладельцев».

Обычная схема для тех лет, когда инвестор с «мохнатой рукой»в кабмине или минземимуществе республики выкупал сельскохозяйственные угодья по бросовой цене. За сотку тогда отдавали дай бог сотню рублей. Потом назначение земель меняли под жилищную застройку, и стоимость сотки взлетала до нескольких тысяч рублей. 

Куюки были перспективным направлением для застройки. Путь до деревни от улицы Габишева занимал около 10 минут. Дорога вела через поселок Салмачи, который в то время уступал по престижности разве что Боровому Матюшино. Однако освоение Куюков шло медленно. Ситуация изменилась лишь в начале 10-х годов, когда стоимость жилья в Казани стала бить очередные рекорды. 

И застройщики, чтобы не связываться с мэрией Казани, устреми свой взгляд на близлежащие деревни: в районах главы попроще, и договориться с ними было намного дешевле. Компания «Антей», с 2005 года тянувшая резину с освоением земель под частную застройку, в 2011-м смогла найти соинвестора. План застройки был пересмотрен в пользу многоквартирных домов.

Это позволяло зарабатывать в десятки раз больше с каждого метра земли. Как следствие, в 2015 году население поселка приблизилось к 1 000 человек. А в этом году, по официальным данным, перевалило за 15 тысяч. Причем местные утверждают, что в поселке проживает около 50 тысяч человек, просто многие не прописываются, не попадая в официальную статистику.

Численность населения, которая зафиксирована сегодня в Куюках, по плану должна была быть достигнута к 2035 году.

Владелец компании «Бриз» Андрей Беляков , под чьим руководством в Куюках достраивается проблемный ЖК «Яшьлек», рассказал Inkazan, что 50% покупателей квартир — молодые семьи, 35% — люди среднего возраста, а 15% — люди с ограниченными финансами. И все-таки вотчина Белякова, скорее, исключение, а не правило для Куюков. 

Здесь и дома лучше, и благоустройство есть, плюс стоит комплекс в отдалении от прочей однообразной застройки, особенно на фоне скучных бараков «Антея», строившего ЖК «Светлый». «Контингент абсолютно разный: переезжают как и из Казани, так и из других районов республики », — рассказал Беляков, добавив, что единственной причиной не покупать здесь жилье становятся пробки.

Восемь километров за три часа

Мы поехали в Куюки будним днем. Граница Казани закончилась за несколько метров до поселка. Дорога была в меру загружена: узкая улица через Салмачи вырвалась в поля, показывая на горизонте ряды однотипных трехэтажек. В час-пик ситуация куда хуже: по пути в город, в Салмачах в огромный поток машин «вливаются» жители Вишневки. Гигантская пробка упирается в улицу Кул Гали.

Этот въезд в город не магистральный: Кул Гали, скорее, похожа на внутриквартальный проезд, и не может справиться с многотысячным трафиком. Водителям приходится поворачивать на Габишева, а уже с нее, совершая еще несколько маневров, выезжать на крупные городские магистрали. Облегчить ситуацию, проложив дорогу до магистральной улицы Зорге, мешает военный полигон.

Минобороны всегда было против перекройки этой территории, а старт спецоперации повысил значение полигона.

Несколько лет назад скандал с пробками на этом участке решал лично глава Татарстана Рустам Минниханов . Улицу от центра Салмачей до Габишева расширили до четырех полос. Жителям Куюков легче не стало. Злые языки собеседников Inkazan говорят, что расширение дороги лоббировал девелопер «Унистрой»: чтобы жителям стоящего неподалеку ЖК «Изумрудный город» было легче въезжать в город.

В Куюках большие надежды возлагаются на строительство Вознесенского тракта: тогда у них появится возможность заезжать в город с трассы М-7. Здесь тоже не обошлось без участия «Унистроя»: девелоперу важно разгрузить Мамадышский тракт, где он построил жилье. Попасть на М-7 жители Куюков смогут через соседний поселок Богородское. По крайней мере, это решение есть в планах. 

«В 2023 году должна быть сдана дорога через Куюки-Богородское. Это тоже должно снизить нагрузку. И сейчас Институт пространственного планирования занимается дорожным вопросом, разрабатывая схемы дорог», —
сообщила Inkazan пресс-секретарь главы Пестречинского района Елена Никитина . Власти отмечали, что нужен дублер дороги через Салмачи или ее расширение. Но денег нет.

Пока на преодоление восьми километров до станции метро «Дубравная» порой затрачивается по три часа вместо ожидаемых 15 минут. При этом оперативную медпомощь жители могут получить лишь из Казани. По словам сотрудника скорой помощи, на вызовы из поселка реагирует отделение, расположенное на улице Сафиуллина. С учетом пробок им приходится добираться до пациента от 20 минут.

Для тех, у кого нет машины, курсирует и городской автобус №90. Его маршрут проходит через центр Казани — ТЦ «Кольцо». Однако надеяться на этот транспорт — дело сомнительное: даже в будний день автобус ходит с официальной периодичностью в 25 минут. «Автобусы перестают уже ходить в 8-9 вечера, иногда и раньше. Почему так происходит — непонятно», — рассказал нам местный житель.

В Куюках не прекращается стройка. Местным кажется, что свободного места уже нет, но застройщики каждый раз удивляют их, занимая все новые участки, на которых все тоже не слишком гладко. В ЖК «Светлый» — проблемы с планированием движения. Чтобы попасть в него, нужно поплутать по частному сектору, жители которого хотели спастись от городской суеты — «Антей» решил не делать отдельного въезда в комплекс.

Как дети стоят в очереди за сказкой

В Куюках много молодежи, а значит, проблемы с местами в школах и детских садах. До 2021 года в поселке, где официально жили 15 тысяч человек, не было школы. Бунт местных заставил власти построить ее за полгода. Лицей «Алгоритм», рассчитанный на 1 224 человека, вместил в себя 2 165 человек. По словам местных жителей, в первом классе числится 14 параллелей, в шестом — 11, из-за чего дети учатся в две смены.

Бесконечное движение автомобилей внутри Куюков заставляет родителей нервничать и переживать за своих детей. Администрация района не раз обещала жителям запустить школьные автобусы, но свою нерешительность постоянно перекладывала на обстоятельства.

С детскими садами в Куюках ситуация сложнее — в них никого не принимают. В поселке есть два муниципальных детсада, открытых в 2019 и 2022 годах. По словам сотрудника одного из учреждений, в очереди на место в садик стоят 1,5 тысячи малышей. Зачастую в учреждения приходят уже взрослые, шестилетние дети, с младенчества ждавшие этой возможности. Мест нет. 

«Риэлторы очень сказочно все рассказывают, а мы потом это расхлебываем. Мы оба переполнены. В 2023 году две группы с 70 детьми выпустим и 70 детей примем. Дальше принимаем, если только кто-то откажется или переедет — это один-два человека в течение года », — объяснил сотрудник детсада «Сказка».

На ближайший год район не запланировал строительства новых садиков. Хотя Куюкам не хватает семь таких учреждений. У местных есть альтернатива — частный детский сад в ЖК «Новые Салмачи», однако месяц пребывания здесь стоит порядка 12 тысяч рублей. Жители отдают детей в казанские детсады, жертвуя своими временем и сном подрастающего поколения.

Это, кстати, вносит свой вклад в утренние пробки на въезде в Казань. Местный житель Геннадий , владелец старенького Ford Focus, выезжает в город после 10 утра. Так он избегает великого утреннего стояния. Однако родителям, везущих своих чад в городские сады или школы, такая роскошь недоступна: многие садятся за руль в пять часов утра. 

В большинстве своем жители Куюков — люди небогатые. Для них цена жилья была решающим аспектом при покупке квартиры. Поэтому здесь много молодых семей, которые рассматривали недвижимость как промежуточный этап перед покупкой чего-то более стоящего. А еще — людей в возрасте, зачастую приехавших из других районов Татарстана или России.

Такой социальный статус населения закладывает под поселок мину замедленного действия.

В поселке много маленьких детей. Через 10 лет они станут подростками, и Куюки столкнутся с присущей Казани и Зеленодольску проблемой подростковой преступности. Дети будет сбиваться в криминальные группировки, поскольку для многих их них это будет возможность быстрого социального лифта.

Возможно, лет через 40 наши потомки станут свидетелями громкого судебного процесса над криминальными авторитетами из Куюков. Также, как мы сейчас наблюдаем за судом над группировкой «Перваки». Почему поселок к этому идет? Потому что детям в нем нечем заняться.

Ни поесть, ни постричься под грохот снарядов

В ЖК «Светлый» мы встретили молодую женщину, смотрящую, как ее трехлетняя дочка катается с горки на тюбинге. Гульнаре 27 лет, они с мужем купили здесь квартиру за 2,1 млн рублей. Позарились на низкою цену, но в Куюках семье не нравится, прежде всего соседи. Пытаются продать квартиру за 3,5 млн – не продается.

Другая жительница «Светлого», Гулюза , жалуется на нехватку детских площадок. Ей приходится долго идти с двухлетним сыном, чтобы поиграть. У местных много собак, фекалии которых разбросаны повсюду. Гулюза убирает за своей собакой, однако другие жители эту часть хозяйских обязанностей игнорируют.

«Светлый» стоит на окраине недалеко от леса. Природу от людей отделили высоким и длинным забором. Хочешь погулять в лесу — надо пройти несколько километров до калитки. Гулюзе забор нравится. Она говорит: если бы его не было, местные быстро захламили бы не только территорию ЖК, но и лес вокруг. 

За лесом — учебный полигон. Райскую тишину природы то и дело прерывают выстрелы артиллерии и очереди крупнокалиберного пулемета. Кажется, местные неплохо различают происхождение грохота. Из других развлечений в поселке — только летний кинотеатр под открытым небом. 

В Куюках даже нет кафе, одни забегаловки и столовые. Нет фитнеса. Из салонов красоты — только парикмахерские. И бесконечные ряды продуктовых магазинов — от федеральных сетей до вывесок с местечковым названиями. Бизнес быстро оценил потенциал большого района. Другие инвесторы смотрят на Куюки косо.

Как итог, за развлечениями люди едут в Казань. Так и говорят: «Мы едем в Казань», хотя сами считают себя казанцами.

«Раньше в Новый год в поле все собирались, на озере ставили ёлку — скидывались. Теперь от этого отошли. Меньше людей было, другие отношения. Плюс убираться надо, а никто этого не хочет сейчас», — рассказала корреспондентам Inkazan местная жительница Алия .

Как решается «святой» вопрос»

Если с развлечениями мирскими в поселке не задалось, то с пищей духовной все немногим лучше. Куюки — достаточно религиозное поселение. По словам имама местной мечети Ибрагима , единственную в поселке мечеть ежедневно посещают более 50 человек, по праздникам количество прихожан увеличивается до 400. Здание мечети отремонтировано.

Церковь Николая Чудотворца в Куюках построена больше 120 лет назад — это объект культурного наследия регионального значения. В советские годы здание серьезно пострадало, но восстановить храм не смогли до сих пор — не хватает денег. Пока внутри храма установлен лишь деревянный каркасник для удержания кирпичей и возможности проведения полноценной службы даже зимой.

По словам прихожан, в церкви обновили центральный купол и отремонтировали крышу, которая якобы обошлась в 4 миллиона рублей. Однако внешний вид храма все равно оставляет желать лучшего. В комитете Татарстана по охране объектов культурного наследия Inkazan сообщили, что там лишь дают добро на проведение работ.

Сама инициатива по восстановлению храма должна исходить от собственника объекта — и ее якобы нет.

«Люди готовы помогать, но, когда они видят объем работы и цены, они не могут потянуть просто. Чтобы было все по закону, нам нужен рабочий проект, многое упирается в документацию, которая стоит больших денег. Нужно 11 миллионов как минимум», — рассказал настоятель храма Виталий Беляев.

Зачем жителям Куюков резиновые сапоги

Куюки периодически затапливает. Люди жалуются: в микрорайоне не предусмотрен отвод воды от жилой зоны. Особенно остро проблема встает весной, когда сугробы превращаются в лужи и, стекая по улицам, образовывают озера. Чаще всего с этим сталкиваются жители 20 и 30 кварталов.

Чтобы выйти из дома после дождя, нужно иметь пару резиновых сапог — иначе это сделать просто невозможно.

Вопрос воды в этом поселке поднимается и с другой стороны — бытовой. Необъяснимо и без предупреждения у жителей часто отключают горячую воду. С этим систематически пытаются бороться хозяева квартир в ЖК «Добрый», направляя запросы в управляющую компанию. Но ее представители, кажется, как и жильцы не знают способов решения проблемы.

Изношенность сетей водоснабжения — еще одна вечная проблема, которая в первую очередь сказывается на качестве воды. В декабре 2021 года глава Пестречинского района Ильхам Кашапов заявил, что нагрузка на сети растет с высокой скоростью. Он призвал жителей не копить долги по счетам, чтобы трубы в Куюках вовремя латали.

Что в итоге: город-спутник или проблемная деревня?

Хоть де-факро жители Куюков считают себя казанцами и вся их жизнь завязана на возможности попасть в город, де-юро они живут в поселке Пестречинского района. На вопрос о том, возможно ли его присоединение к городу, в мэрии столицы Татарстана отвечают: это в их компетенции не входит. Пресс-секретарь главы Пестречинского района, в свою очередь, заявила, что отдавать территорию Казани муниципалитет не планирует.

Решать многочисленные проблемы Куюков будет, видимо, не район и не город, а республика. Институт пространственного планирования Татарстана намерен разработать мастер-план развития Куюков — все-таки поселок входит в ширящуюся Казанскую агломерацию. Среди прочего специалисты хотят уменьшить миграцию из поселка в Казань: создать рабочие места, и даже построить технопарк или бизнес-центр.

Насколько исполнимыми окажутся планы Института, пока неизвестно: разорвать плотную связь с городом легко не получится. Таких примеров в Татарстане еще не было.

Пока же в поселке заморожены все стройки, которые находились на согласовании или начальном этапе. А дальше у Куюков есть два пути: стать перспективным городом-спутником Казани или остаться страдать от дешевой земли и дорогого решения проблем.