Posted 19 июля 2017, 11:33
Published 19 июля 2017, 11:33
Modified 17 сентября 2022, 14:38
Updated 17 сентября 2022, 14:38
По словам источника издания в минэкономразвития РФ, правительство рассматривает возможность предоставления компании запрашиваемой суммы. Исходя из того, что общая стоимость прокладки магистрали оценивается в 1,28 триллион рублей, "РЖД" рассчитывает получить от государства примерно четверть необходимого финансирования.
Проект строительства магистрали предполагалось реализовать на условиях государственно-частного партнерства до 2023 года. 5 лет назад его стоимость оценивалась в 1 триллион рублей, половину из которых компания намеревалась получить из бюджета. В 2015 году доля госфинансирования сократилась до 16%, а половину стоимости проектирования - 15 миллиардов рублей - "РЖД" оплатила самостоятельно.
В апреле 2016 года компания заявила, что Китай предоставит 52 миллиарда рублей в качестве акционерного финансирования, а также 250 миллиардов долгового финансирования для прокладки участка от столицы России до Нижнего Новгорода. Размер долгового финансирования для отрезки магистрали до Казани должен составить 150 миллиардов рублей.
К середине прошлого года стоимость проекта оценивалась уже в 1,15 триллион рублей. Из них чуть более 504 миллиардов было рассчитано получить от инвесторов из Китая, в том числе 104 - в качестве вклада в акционерный капитал. 150 миллиардов должен был выделить Фонд национального благосостояния, 140 планировалось привлечь посредством инфраструктурных облигаций, 132 - через коммерческие кредиты. Кроме того, проект предполагал использование 90 миллиардов рублей из денег негосударственных пенсионных фондов и 50 из федерального бюджета при условии возврата.
Тогда же стало известно, что консорциум "Немецкая инициатива", в который входят корпорации Siemens и Deutsche Bank, вложит €2,7 миллиарда в строительство магистрали. Бюджетные деньги, согласно изменившемуся плану, должны были пойти на субсидии в процессе первых 11 лет эксплуатации проекта - рассчитывалось, что сумма будет немногим превышать 640 миллиардов рублей.
Тем не менее, в июле текущего года представитель "РЖД" сообщил РБК, что компания просит у государства 400 миллиардов рублей прямых субсидий, не подлежащих возврату, однако отказываться от денег частных инвесторов - как китайских, так и немецких - она не будет. От прочих инвесторов "РЖД" рассчитывает получить 600 миллиардов рублей. При этом компания уверяет, что при получении денег от государства на этапе строительства, субсидирование в процессе эксплуатации "может не понадобиться".
По словам представителя минэкономразвития РФ, такой вариант финансирования снижает дл государства риски, которые могут проявиться на этапе эксплуатации, и некоторые валютные риски. Тем не менее, 400 миллиардов это довольно большая сумма для единоразового вложения. "Это пока базовые варианты, которые сейчас изучаются. Потому что до сих пор нет денег ни китайского инвестора, ни немецкого инвестора, банки также еще не сказали "да", - заявил чиновник одного из министерств.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук заявил, что грант такого размера существенно повысит инвестиционную привлекательность проекта и приблизит дату его запуска. По словам эксперта, в Европе аналогичные проекты реализуются при условии предоставления невозвратных средств в размере 60-70%.
В то же время в июле вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин заявил, что стоимость производства рельсов и прочей продукции для строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань оценивается в 300 миллиардов рублей.
Протяженность участка магистрали от Москвы до Казани составит около 770 километров, скорость движения на ней будет достигать 400 километров в час. Как заявил глава техдепартамента компании "Скоростные магистрали" Юрий Котлов, запуск ВСМ приведет к созданию более 300 тысяч новых рабочих мест в связанных с железной дорогой сферах деятельности. Проектирование данного отрезка ВСМ планируется завершить в 2017 году.