Данный вопрос поднимался на совещании с участием Путина, которое прошло 11 октября. Тогда правительство обсуждало и утвердило план развития магистральной инфраструктуры. Президент РФ поручил еще раз обсудить проект ВСМ, так как есть сомнения, «нужны ли вообще ВСМ за такие деньги».
В план магистральной инфраструктуры вошло три проекта сообщения Нижнего Новгорода с Москвой: платная и бесплатная автодороги, а также ВСМ. По мнению Путина, необходимо оценить обоснованность строительства пилотного участка магистрали, так как в ближайшее время также выделят деньги на строительство платной трассы до Казани и реконструкцию М-7.
Планируется, что окончательное решение будет принято до конца этого года. «Отношение к ВСМ положительное, но нельзя дублировать проекты», — отметил сотрудник администрации президента. В правительстве планируют еще раз посмотреть на планы пассажиропотока и грузового потока.
Позже на совещании у генерального директора РЖД Олега Белозерова также обсуждался вопрос возможного строительства ВСМ Москва – Казань. По словам главы госкомпании, магистраль до Нижнего Новгорода будет построена. При этом он раскритиковал сотрудников за «проделанную в последние годы работу», заявил близкий к РЖД человек.
Компания продолжает работу над основными документами проекта, которые должны быть подписаны инвестором и государством. Сейчас привлечением инвесторов будут заниматься Белозеров и его первый заместитель Вадим Михайлов. По словам источника, на данный момент в РЖД не смогли найти серьезных инвесторов из-за «рисков, связанных с применением китайских технологий».
В начале октября первый замгендиректора РЖД Александр Мишарин сообщил, что Главгосэкспертиза одобрила первый этап проекта ВСМ. Это участок от Железнодорожного в МО до Гороховца во Владимирской области. Протяженность линии оставляет 408 километров.
В текущем году представители РЖД подписали комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Согласно документам, до 2024 года планируется построить участок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода. Анонсированная протяженность магистрали должна составить 762 километров. Планируется, что она охватит семь регионов России.
О строительстве ВСМ от столицы до Казани, а в перспективе – до Пекина, заговорили в 2009 году. Тогда ее планировали проложить до 2018 года. Однако еще в 2013 году федеральные власти признали, что уложиться в указанный срок не получится. Позже стало известно, что строительство ВСМ начнется в 2018 году, однако о точных датах не сообщалось.
Протяженность ВСМ Москва-Казань составит около 770 км, а поезда будут двигаться со скоростью до 400 км/ч. Через каждые 50-70 километров будут организованы остановки, а среднее время пути от Москвы до Казани будет составлять примерно 3,5 часа. Сейчас путь на поезде продлится около 14 часов. Строительство ВСМ от Москвы до Казани обойдется в 1,6 триллиона рублей.