Posted 22 ноября 2018, 16:02

Published 22 ноября 2018, 16:02

Modified 17 сентября 2022, 15:36

Updated 17 сентября 2022, 15:36

Онкология в Татарстане: за что Комаров раскритиковал республику

22 ноября 2018, 16:02
На прошлой неделе полпред президента РФ в Поволжье Игорь Комаров на совещании с руководством Татарстана обратил внимание на высокую смертность от онкологии в республике.Эта проблема уже не раз становилась мишенью для критики, но статистика пока не улучшается. Власти надеются решить больной вопрос созданием онкокластера

В ходе своего первого приезда в Казань Комаров заявил, что статистика РТ по онкологии — это «самые большие показатели роста в округе» при «серьезных вложениях в здравоохранение и закупку оборудования».

Позднее официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова рассказала, что у минздрава Татарстана есть системный подход, который должен позволить уйти от нынешней статистики по смертности населения от онкологии.

Проблема онкологических заболеваний неоднократно поднималась как на региональном, так и на федеральном уровнях. Задача по сокращению смертности от рака вошла в первые «майские указы» президента РФ Владимира Путина. Однако Татарстану на протяжении нескольких лет не удавалось выполнить план. В то время, как в целом по стране отметили снижение уровня смертности, динамика Татарстана была волнообразной.

По количеству больных онкологией среди районов Татарстана лидирует Азнакаевский район, где показатели в разы выше нормы — 530 случаев на 100 тысяч населения (данные за 2017 год).

Отношение к этой проблеме прошлого министра здравоохранения Татарстана Аделя Вафина было неоднозначным. Он то заявлял об отсутствии проблемы, то переставал бриться, пытаясь привлечь внимание к проблеме рака предстательной железы. Экс-министр полагал, что рост показателей связан с более эффективной выявляемостью, однако у региона нет достаточных ресурсов для лечения населения.

А в 2016-м на круглом столе в Нижнекамске Вафин и онкологи признали, что в ближайшие десятилетия онкологическая заболеваемость в Татарстане будет только расти. Тогда министр выразил опасения по поводу всех возможных причин рака: от алкоголя (потому что «в малых количествах у нас его никто не употребляет») до Солнца. «Еще лет 20 назад мы не понимали, почему Ким Бэсинджер не загорает. Что за ерунда? Это не ерунда, просто они уже тогда знали, насколько это вредно», — сказал чиновник.

То, что проблема сохраняется, стало понятно в ходе ежегодного послания главы РТ Рустама Минниханова Госсовету республики в минувшем сентябре. В числе наиважнейших задач для регионального минздрава лидер республики назвал снижение смертности от злокачественных новообразований.

О наличии проблемы свидетельствует и анализ Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена при министерстве здравоохранения РФ за 2017 год. Судя по отчету, Татарстан действительно выделяется в ПФО по многим показателям.

В общей сложности злокачественные новообразования в 2017 году диагностировали у 16 тысяч татарстанцев. Заболеваемость в городах республики в абсолютных значениях выше в 3,5 раза, чем в селах. Так, в 2017 году онкологические заболевания обнаружили у 12,4 тысячи горожан и у 3,6 тысячи сельчан. Это 416,8 и 398 на 100 тысяч населения соответственно.

При этом среди городских жителей злокачественные новообразования чаще выявляли у женщин (6,7 тысячи против 5,7 тысячи у мужчин), а среди сельских, наоборот, больше у мужчин (почти 2 тысячи против 1,6 тысячи у женщин).

Татарстанский показатель по заболеваемости в абсолютном значении — один из самых высоких в Приволжском федеральном округе (ПФО). Хуже статистика только в Нижегородской (13,3 тысячи) и Самарской областях (12,9 тысячи).

Чаще всего татарстанские медики выявляли в 2017 году рак кожи, кроме меланомы, — 1,8 тысячи случая. Далее следует рак молочных желез — 1,7 тысячи случаев, предстательной железы — 1,5 тысячи случаев. Если рассматривать заболеваемость по стране, то эта «тройка» отличается: больше всего выявленных новообразований приходится на трахею, легкие, предстательную железу и прочие.

Статистика по смертности от онкологии, за что Комаров и критиковал Татарстан, действительно самая печальная в федеральном округе. В прошлом году 7,3 тысячи жителей республики умерли от данных заболеваний. Например, в соседних Марий Эл, Чувашии, Ульяновской областях этот показатель не превышает трех тысяч. Сравниться с Татарстаном по данным цифрам может разве что Башкирия, где число умерших от рака тоже превысило 7 тысяч.

При этом смертность на 100 тысяч населения далеко не самая высокая в ПФО. Татарстанский показатель в 189 обгоняют, например, Кировская (233), Оренбургская (225), Пензенская (193) области.

В РТ от онкологических заболеваний чаще умирают мужчины — около 4 тысяч смертей за прошлый год. На женщин приходится 3,3 тысячи зарегистрированных смертей.

Самые распространенные причины — рак трахеи и легких (1,2 тысячи), желудка (780), молочной железы (553). Это также не совсем сходится с федеральными показателями. По всей стране самая высокая смертность наблюдается от онкологических заболеваний молочной железы, кожи, и почти с вдвое меньшим показателем рака тела матки.

Согласно данным института, смертность Татарстана от всех причин составила 44 тысячи человек. Если учесть, что от различных видов рака умерло более 7 тысяч, получается, что на смерти от онкологии приходится 16,7% от числа умерших татарстанцев.

Ежегодно на профилактику и диспансеризацию онкологических заболеваний республика выделяет около 2 млрд рублей. Однако онкологи признают, что на обследование люди идут неохотно, а при обнаружении рака часто и вовсе собираются махнуть на болезнь рукой и тихо ждать смерти. Снизить собственно заболеваемость представляется возможным лишь при некоторых формах онкологии.

В то же время в Татарстане действуют инициативные группы, которые считают одними из главных причин проблемы онкологии выбросы с многочисленных предприятий республики. Так, жители Казани и Осиново объединились в борьбе против строительства мусоросжигательного завода. По их мнению, появление МСЗ приведет к всплеску рака.

У властей республики есть свое видение решения проблемы. К 2021 году планируется достроить онкологический кластер. В него войдут новый центр детской онкологии, гематологии и хирургии в Казани, радиологический центр в Альметьевске и амбулаторно-онкологический центр с радиологическим корпусом в Набережных Челнах. Реконструируют Республиканский онкологический диспансер.

Приоритет отдается созданию детского центра, ведь сейчас в Татарстане на учете состоит более 8 тысяч детей с новообразованиями. Его строительство обойдется в 2 млрд рублей, часть средств поступит из федерального бюджета.

Москва также может помочь с деньгами для строительства челнинского отделения онкодиспансера. Пока эта возможность на стадии обсуждения. Но остальные 17 проектов Татарстану придется оплатить из своего кармана — порядка 19 млрд рублей.

Сокращение смертности от онкологии не первый год называют приоритетом регионального минздрава, так же как Минниханов год от года критикует министерство за провалы в этой области. Несмотря на довольно резкие заявления главы Татарстана и «серьезные» финансовые вливания, о которых говорил Комаров, ситуация существенно не изменяется.

Подпишитесь