На этой неделе президент РФ Владимир Путин поручил министерству транспорта РФ проверить экономическую эффективность высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Казань и ее участка Москва - Нижний Новгород. Ранее президент уже выразил сомнения в целесообразности строительства магистрали и поручил еще раз обсудить, нужна ли вообще ВСМ "за такие деньги".
Только с 2016 по 2018 год стоимость проекта выросла с 1,3 млрд до 1,6 трлн рублей. В то же время в России даже не завершено проектирование магистрали. О ВСМ заговорили в 2009 году, планируя достроить магистраль к 2018-му. В 2013 году власти наконец признали, что уложиться в указанный срок не получится, а 3 года спустя заявили, что проект будет реализован за счет инвесторов.
Сегодня их поиск продолжается. Параллельно идет проектирование и подготовка документов. Глава минтранса РТ Ленар Сафин заявил, что проектирование участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Нижнего Новгорода до Казани завершится в этом году. Он в очередной раз заявил, что строительство ВСМ нужно начинать от Татарстана. Ранее эту идею высказывал глава РТ Рустам Минниханов.
Региональные власти полагают, что если строительство начнется с разных точек, то вероятность завершить его гораздо выше. И небезосновательно. Вице-президент "РЖД" Александр Мишарин заявлял, что строительство участка до Нижнего Новгорода должно завершиться в 2024, до Казани в 2025 году. Начать работы хотели в этом году, но непонятно, как это сделают без проекта.
Тем не менее, "РЖД" смотрит на ситуацию позитивно: на этой неделе они представили концепт первого отечественного двенадцативагонного высокоскоростного поезда, который в перспективе будет курсировать по магистрали. Затем компания заявила, что производить его, скорее всего, будут "Уральские локомотивы" совместно с Siemens или еще не построенный завод в центральной России.
На минувшей неделе "РЖД" заявило, что загруженность составов будет порядка 80%, а курсировать они будут с интервалом в 5 минут - как поезда в метро. Прогнозы компании могли бы показаться оптимистичными, однако Дитрих сообщил, что ВСМ будет конкурировать только с авиацией, а в случае ее постройки в России скорректируют планы по развитию последней.
"Поэтому мы, скорее всего, в этом ключе будем докладывать эти подходы, и будем просить президента нас поддержать. Если такая поддержка будет получена, мы будем в этот проект двигаться дальше", - подчеркнул министр. Таким образом, нельзя исключать, что после строительства ВСМ добраться до столицы страны можно будет только поездом.
На минувшей неделе председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил, что в 2019 году татарстанский парламент приступит к разработке законопроекта, регламентирующего сферу беспилотного транспорта. Он сообщил, что депутаты введут единую терминологию и регламент определения виновных в случае аварий.
Мухеметшин заявил, что Татарстан входит в тройку регионов-лидеров по цифровизации. В Казани тестировали беспилотные автомобили во время чемпионата мира по футболу этим летом. Председатель Госсовета РТ также сообщил, что в республике планируют появление пассажирских и грузовых беспилотников.
Действительно, во время ЧМ-2018 пассажирский беспилотник курсировал от здания Центра семьи "Казан" до развлекательного комплекса "Ривьера", для этого даже проложили дорогу. В то же время ПАО "Камаз" заявляло, что до конца 2016 года построит два беспилотных грузовых автомобиля. Применять их планировали для доставки деталей между заводами в 2017-м.
Прототип грузовика уже существует, однако весной этого года стало известно, что "Камаз" до сих пор готовится к запуску перевозок. В июле этого года директор по развитию "Камаза" Ирек Гумеров заявил, что к 2020 году в Госдуму РФ может быть внесен законопроект об использовании беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования - его разработка уже ведется.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в середине мая этого года заявил, что в России до конца текущего года появится законодательное регулирование данной области. В марте прошлого года он сказал, что страна не готова к использованию беспилотного транспорта, так как он не регулируется законодательно.
Тем не менее, будущее ближе, чем заявляют представители власти. На этой неделе стало известно, что беспилотный автомобиль проехал от Санкт-Петербурга до Казани - по дорогам общего пользования. В Иннополисе и Сколково курсирует беспилотное такси компании "Яндекс", которое перевезло больше тысячи пассажиров.
В минувшую среду собеседник Inkazan сообщил, что двух иностранных студентов Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) госпитализировали с открытой формой туберкулеза. По его словам, первый случай произошел еще 16 ноября, когда в туберкулезный диспансер в Дербышках поступила учащаяся первого курса, приехавшая в Россию из Индии.
Выяснилось, что проживала девушка в общежитии казанского медуниверситета №3 на улице Кирпичникова. Лишь спустя три дня – 19 ноября администрация КГМУ провела обработку общежития, сказал собеседник. Он заявил, что руководство КГМУ всячески скрывает факты выявления у их студентов опасного заболевания.
В этот же день в тубдиспансер госпитализировали второго иностранного студента вуза. Им оказался гражданин Конго с диагнозом инфильтративный туберкулёз легких, стадия распада (открытая форма). В общежитии КГМУ №5 на Оренбургском тракте он проживал с сентября 2018 года. У минздрава РТ, однако, есть своя версия произошедшего.
Так, в пресс-службе министерства Inkazan подтвердили наличие болезни у одного студента - гражданина Конго - в закрытой форме. По их словам, он попал в поле зрения медиков летом этого года, когда проходил курс обучения русскому языку в Москве. Тогда было проведено "неспецифическое лечение", результат которого оказался положительным.
Студента направили в Казань, порекомендовав наблюдаться у фтизиатра. Информация о нем была передана в татарстанские медучреждения. Он рекомендации проигнорировал и обратился за помощью только после появления кашля. В минздраве РТ заявили, что его стадия болезни незаразна, но провели "противоэпидемические мероприятия" в общежитии КГМУ.
Впоследствии еще один собеседник Inkazan сообщил, что заболевший студент полетит лечиться в Конго. Причина - в Татарстане это обойдется в 10-15 тысяч рублей в месяц. Оценив расходы, парень решил лечиться дома. Наличие второй заболевшей - студентки из Индии - минздрав РТ не подтвердил.
В Арбитражный суд РТ поступило исковое заявление о признании ПСО "Казань", принадлежащего депутату Госсовета РТ Равилю Зиганшину, банкротом. Иск на 1,96 млрд рублей подали Федеральная налоговая служба (ФНС) России и ФНС по РТ. Пресс-секретарь компании Светлана Брайловская отрицать наличие задолженности не стала.
"Мы не отрицаем, что у нас имеется задолженность перед налоговой инспекцией, которая образовалась в связи с задержками выплат за строительство стадионов. Наша компания никогда не отказывалась от своих обязательств перед налоговиками, предоставив доказательства того, что все долги будут погашены", - сказала она Inkazan.
Она также заявила, что иск почти на 2 млрд рублей это "нормальный рабочий процесс", а ФНС за последние дни подала множество исков к различным компаниям. Заявление относительно ПСО "Казань", согласно картотеке арбитражных дел, еще не принято к производству. Брайловская завила, что компания заключила с налоговой мировое соглашение до введения процедуры наблюдения.
Позиция ФНС по этому вопросу неизвестна. Однако история сдачи объектов компании Зиганшина впечатляет не только налоговую службу. В Казани ПСО не смогло сдать в эксплуатацию дома в соципотечном ЖК "Салават Купере" - ее отстранили от строительства, теперь объекты достраивают другие компании.
Зоопарк "Река Замбези" должен был начать работу еще в 2016 году, сроки завершения строительства неоднократно переносили, теперь город ждет открытия в третьем квартале 2019-го.Проблемы есть не только в столице Татарстана. Продолжается скандал, связанный со строительством стадиона "Самара Арена" к чемпионату мира по футболу, который прошел летом этого года.
Объект сдали в эксплуатацию последним из ряда таковых и недоделанным. Помимо этого, на стадионе отключали свет из-за долгов компании Зиганшина по счетам. ПСО "Казань" также не до конца рассчиталась со строителями. Еще один крупный региональный проект - выставочный центр "Казань Экспо" достраивается после официального открытия Миннихановым.
На этой неделе стало известно, что федеральный центр выделит Татарстану 9,5 млрд рублей на подготовку инфраструктуры к чемпионату рабочих профессий World Skills, основной точкой проведения которого станет "Казань Экспо". Остается надеяться, что это позволит ПСО достроить его. Компания получила еще один масштабный контракт - на строительство второй очереди космодрома "Восточный".
Сумма сделки с "Роскосмосом" - 38,7 млрд рублей. Пуск первой ракеты с космодрома должен состояться уже через три года. В этом случае репутация Зиганшина не играла ему на руку, однако за ПСО "Казань" лично поручился Минниханов. Тем не менее, даже после принятия решения подписание документа с татарстанской компанией затягивалось.
Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев предложил создать в Казани школу, в которой будут изучать три языка: русский, татарский и английский. На идею откликнулись Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин. В Казани ищут место для ее строительства. Деньги на него, как заявил Шаймиев, выделит фонд "Возрождение", который занимается восстановлением Свияжска и Болгара.
Деньги в фонд жертвуют благотворители - их имена занесены в специальную книгу. В ней указано и имя президента РФ Владимира Путина. В прошлом году он поручил проверить законность преподавания национальных языков в регионах, что привело к языковому скандалу в Татарстане, сокращению часов преподавания татарского в школах и его добровольному изучению.
Даже если трехъязычную школу построит, исполнять требования федерального законодательства касательно преподавания татарского языка ей придется. В то же время в Казани уже существует Международная школа - в основном, в ней учатся дети местных представителей власти и иностранных спортсменов.
По словам собеседников Inkazan, татарский в школе преподается час в неделю и то только в начальных классах. Дети чиновников не изучают язык в том объеме, который навязывается остальным школьникам республики. В связи с этим идея создания трехъязычной школы с его преподаванием выглядит весьма неубедительно.
В среду представитель компании Kingfisher, владеющей торговой сетью Castorama, сообщил, что сеть покинет рынки России, Португалии и Испании, чтобы развиваться в других странах. Первый гипермаркет в Казани открылся весной этого года. Этого события ждали 14 лет: о нем заговорили еще в середине нулевых, но тогда Castorama в столице Татарстана не появилась.
В 2015 году Минниханов предложил руководству сети зайти в Казани, а Агентство инвестиционного развития (АИР) РТ занялось подбором площадки. Ей оказался пустырь в Советском районе, напротив торгового центра "МЕГА". Здесь должен расположиться жилой район "Седьмое небо". Telegram-каналы сообщали, что участок под гипермаркет выкупили у "Ак Барс Недвижимость" за 1 млрд рублей.
Общая стоимость строительства оценивалась в 1,5-2 млрд рублей. Планировалось, что гипермаркет откроется в 2019 году, однако это случилось раньше. На открытии магазина присутствовала глава АИР РТ Талия Минуллина. Она же сообщила, что Татарстан будет обсуждать уход сети с представителями компании. Если решение об уходе все же будет реализовано, то он займет несколько лет, сказала она.