Posted 25 декабря 2018,, 16:25

Published 25 декабря 2018,, 16:25

Modified 17 сентября 2022,, 15:41

Updated 17 сентября 2022,, 15:41

Иногда лучше жевать, чем говорить – эксперты о скандале на конкурсе «Студент года»

25 декабря 2018, 16:25
На конкурсе «Студент года» члены жюри раскритиковали молодую журналистку, получив порцию недовольства от пользователей соцсетей. Мнения опрошенных Inkazan экспертов разошлись. Одни полагают, что случай не достоин внимания, другие — что он вскрыл другие проблемы, третьи — что поведение судей было не совсем корректным.

20 декабря прошел очный этап республиканского конкурса «Студент года». В жюри сидели главный редактор онлайн-издания «Площадь Свободы» Ксения Лукичева, помощник министра по делам молодежи РТ Алсу Саетова, редакционный директор интернет-журнала «Инде» Юлия Туранова, руководитель «Школы коммуникаций Т. Вагнера» Тимофей Вагнер.

Причиной скандала стал диалог со студенткой КНИТУ и главным редактором издания «ProfFORMAT» Любовью Яшиной, участвовавшей в номинации «Журналист года». После рассказа о достижениях девушку попросили быть скромнее, добавив, что «иногда от пафоса и самолюбования хочется встать и выйти». Участнице посоветовали читать «хороших журналистов» и учебники по русскому языку.

Видеозапись с критикой Яшиной была выложена в интернет, вызвав возмущение пользователей. В сети запустили флешмоб, сопровождаемый хешегом #айдабудемкультурнее, который люди ставят под публикациями с просьбой обратить внимание на поведение членов жюри. Приглашенных экспертов раскритиковали в Instagram и ряде Telegram-каналов.

Впоследствии ситуацию прокомментировала Саетова. Она заявила Inkazan, что в распространенном видео показана только та часть, которая представляет членов жюри в негативном ключе. «Но с другой стороны, было много хорошего тоже сказано. И такая обратная связь она всегда полезна», — сказала она.

По словам Саетовой, в день конкурса и после него члены жюри поговорили с Яшиной – девушка претензий к экспертам не имела. Лукичева в сообщении Inkazan заявила, что ситуация показала проблему отрасли – низкую профессиональную подготовку журналистов. «Если мои слова прозвучали излишне резко, я прошу прощения», — сказала она.

«Что касается вашего вопроса о том, не перегнули ли палку в соцсетях. В одном анонимном Telegram-канале нас назвали «отвратными мразями». Как думаете, это перегнули?», — завершила свое сообщение Лукичева.

Ситуацию прокомментировал директор Высшей школы журналистики Казанского федерального университета (КФУ) Леонид Толчинский, отметив, что вступившие в дискуссию члены жюри «наговорили столько, что никаких комментариев вроде и не требуется». «Воистину, иногда лучше жевать, чем говорить», - заявил он Inkazan.

Толчинский отметил, что речь идет о конкурсе, где студенты в том числе непрофильных вузов представляют свои достижения, поэтому предъявлять к ним требования выпускников журфака некорректно. Равно как и «рассуждать в этой связи о качестве журналистского образования и отсылать участников к учебникам русского языка».

«Ребята в свободное время делают то, что никто из уважаемого жюри, при всём их профессионализме (без иронии), делать не может, не хочет и, простите, тоже не умеет. Они работают с ежечасными проблемами студентов и заслуживают минимального уважения за это», - сказал Толчинский.

Он добавил, что существуют и минимальные нормы приличия в общении, тем более с тем, кто «заведомо слабее тебя и не может ответить в полный голос». Толчинский заявил, что это «вопрос воспитания». Он сказал, что вряд ли членам жюри бы понравилось, если бы сторонние эксперты обсуждали контент их изданий «в таком тоне и без права ответа».

«Удивляет позиция представителя минмола. Это и есть новая форма и методы работы с молодежью? Из уст одного из членов жюри прозвучал в полемике термин "хайп". Вот очень опасно, если трендом молодежной политики станет хайп, желание хайпануть и бежать дальше - за новым хайпом», - сказал он, добавив, что желающие похайповать не смогут решить стратегически вопросы.

В то же время, по мнению Толчинского, интересно, почему история получила столь широкую огласку и вылилась в соцсети. Он заявил, что это доказывает – сторонники Яшиной являются «прекрасными информационщиками и пиарщиками», которые сумели завоевать сторонников и «заставить вроде бы очень профессиональное жюри крайне непрофессионально оправдываться перед всей республикой».

«И кто в этой истории профи? За такую акцию ребятам однозначно можно ставить «Отлично» и приводить всем в пример. Вот и смотрите, какая в хорошем смысле яростная молодежь идет. С ней уже хайповые методы работы не проходят. И это очень хороший знак», - подытожил Толчинский.

Однако опрошенные Inkazan представители журналистской среды придерживаются иного мнения. Редактор спортивного отдела «Бизнес Online» Айрат Шамилов заявил, что резонанса вокруг истории с конкурсом нет. «Все это какая-то песочница. Какого-то широкого общественного, публичного резонанса нет и быть не может», - сказал он.

По словам журналиста, подобные конкурсы - это «обманка, за которой нет содержания, нет сути», поэтому он не понимает тех, кто «гонится за званиями», «какие-то перья хотят получать». Шамилов заявил, что нужно постигать азы профессии, остальное – бренно.

«Поэтому я считаю, что скандала на самом деле нет. На ровном месте. Просто нужно что-то обсуждать Telegram-каналам, потому что у них теперь достаточно узкая повестка. Нужно что-то обсуждать людям, вот они и говорят, жужжат», - сказал он.

Аналогичной позиции придерживается журналист и общественный деятель Римзиль Валеев. Он считает, что произошедшее на конкурсе - частный случай и субъективное мнение отдельных лиц. Пиарить их или подражать, поддерживать — недостойно, добавил Валеев. По мнению журналиста, так иногда поступают чиновники, привыкшие к монополии своего круга.

«Не советовал бы и с другими людьми обсуждать, если кто-то подключался в защиту против нее или против тех. Превращается в склоку. Стыдно, что солидные люди дают повод для склок и даже участвуют. Это недостойно, неинтересно», — сказал Валеев.

Главный редактор нижегородского сетевого издания NewsNN Никита Ишмуратов полагает, что в данном инциденте дело в разном отношении к критике среди старшего и младшего поколений.

«Этот скандал вскрыл очень интересную проблему. Конечно, это конфликт отцов и детей, конфликт среднего поколения журналистов и совсем молодых людей, которые приходят в профессию. Почему он вызвал такой резонанс среди читателей, среди людей, которые это посмотрели? Главное — в обществе идет переоценка того, как могут общаться старшие товарищи с младшими», — отметил Ишмуратов.

В качестве примера он привел годы, когда студентом выступал на мероприятиях самодеятельности и только пришел на ТК «Эфир». Жюри и старшие коллеги-журналисты позволяли себе высказывать критику и «достаточно нелицеприятные вещи касательно профессиональной подготовки» молодежи, заявил Ишмуратов.

«Для вышедших из 90-х такое общение старших с младшими нормально. Однако выросло новое поколение людей, которые уважают себя как личность и которые не хотят позволять говорить с ними таким тоном. Поэтому людям среднего и старшего возраста нужно переосмысливать, как мы общаемся со своими младшими коллегами…», – резюмировал он.

"