Posted 15 февраля 2019, 14:52

Published 15 февраля 2019, 14:52

Modified 17 сентября 2022, 15:48

Updated 17 сентября 2022, 15:48

Экономический критерий: эксперты о Стратегии пространственного развития РФ

15 февраля 2019, 14:52
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию пространственного развития РФ, согласно которой страна разделится на 12 макрорегионов. Inkazan поинтересовался у экспертов, как это скажется на политической и экономической составляющей субъектов РФ.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин в беседе с корреспондентом Inkazan рассказал, что новая система деления отличается от той, когда учреждали федеральные округа в 2000 году.

«Идея 2000 года заключалась в том, чтобы каждый федеральный округ привести в единый знаменатель с федеральным центром. Потому, что основная задача полпредов в федеральных округах по крайней мере до середины и даже конца нулевых годов было возвращение субъектов федерации в единое политическое поле. Там критерии были политические. Один полпред выстраивал диалог с татарстанскими элитами, башкирскими элитами и элитами других регионов», - сказал он.

По его словам, что сейчас деление на макрорегионы исходит из экономических критериев каждого субъекта.

«Он заключается в том, чтобы выделить в рамках каждого макрорегиона один или несколько экономических локомотивов, которые уже существует, и к ним присоединить регионы менее развиты. Если брать кейс Татарстана и Башкирии, то эти регионы сильно развиты. оба могут выступать в качестве локомотива. Поэтому и решено было развести их в разные макрорегионы. Башкирия будет подтягивать одни регионы, Татарстан – другие», - заявил Салин.

Он добавил, что сейчас среди политического класса активно обсуждается конституционная реформа. Салин отметил, что есть несколько вариантов реформы, но в большинстве есть региональные измерения. «Они заключаются в том, чтобы кардинально уменьшить количество регионов до 12-15 или максимум 20. Сейчас пока речь идет об обкатке финансово-экономических и хозяйственных связей, а потом это может перейти в политическую плоскость. Но вопрос – перейдет ли? А если перейдет то, в каком формате?», - говорит политолог.

Салин добавил, что пока деление на макрорегионы является неким экспериментов. Власти будут смотреть, как будут выстраиваться отношения между элитами субъектов. «Потому что даже в небогатых регионах элиты склонны к самостоятельности и могут не принять патронаж более богатых регионов. Пока это будет тестироваться на экономическом уровне. Элиты многих регионов склонны вести самостоятельную игру и смогут ли они вести патронажную работу с сильными регионами – это большой вопрос. Федеральный центр, наверное, и хочет за этим понаблюдать», - отметил он.

Депутат Госдумы РФ от РТ Айрат Фаррахов заявил Inkazan, что главная задача этой стратегии – обеспечить синергию экономическому росту. «То, что сильные регионы попали в разные округа, связано с экономическим потенциалом, с возможностью интеграции по отдельным направлениям. Суть этой стратегии в том, чтобы удачное пространственное взаимодействие обеспечивало синергию в экономическом росте», - заявил Фаррахов.

Он добавил, что основной задачей на сегодня является оптимизация государственного управления. Фаррахов отметил, что с появлением макрорегионов вряд ли будут созданы новые должности и контролирующие структуры.

«Самая главная задача сегодня – оптимизировать государственное управление. Вчера в Сочи было принципиальное голосование. Вопрос стоял так: «В чем вы видите опасность успешного развития национальных проектов?». Первый ответ был «ресурсы и деньги». Второй ответ был еще что-то. Третий – неэффективность государственного управления. Я считаю, что прибавление дополнительных единиц управленцев, чиновников, бюрократии – это еще один шаг к неэффективности проектов. Я очень далек от понимания того, что это прибавит новых министерств, новых должностей. Все эти проекты создаются, чтобы уменьшить барьеры, чтобы эффективней двигаться. Препятствий очень много. Это и административные границы, административные регламенты, бюджеты и так далее», - сказал он.

Фаррахов добавил, что Стратегия подразумевает максимально быструю взаимную экономическую интеграцию.

«В документе пока нет речи о создании макрорегионов. Речь идет о том, чтобы снизить барьеры для того, чтобы интеграция субъектов, обеспечивающих себе синергию – она могла бы максимально быстрой быть. Одни субъекты имеют дефицит трудовых ресурсов, другие субъекты имеют большое количество проектов, чтобы их развивать. Вот вам синергия. Синергия, которая в ближайшее время очень серьезно окажет влияние на экономический рост одного или другого субъекта. Это очень важная синергия. Речь не идет о политическом форматировании субъектов», - сказал он.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев рассказал корреспонденту Inkazan, что создание макрорегионов является административной мерой для экономики страны.

«Подобные меры в свободной экономике решают не административным способом, а Спрос и предложением. У нас ситуация немного кривая, поэтому приходится принимать административные меры. Если не предписывать регионам это, то они не будут сотрудничать. Это ручное управление экономикой. Пока трудно сказать, как это отразиться на экономике регионов. Пока мы имеем только декларацию о намерениях. Вопрос как всегда в мелочах. Теоретически идея правильная и хорошая. Без взаимодействия такого регионам будет тяжело. Если регионы сумеют реализовать предложенные им меры грамотно, то все это пойдет на пользу. Плохо, что это приходится делать в ручном режиме.», - сказал он.

Коренев также добавил, что объединение регионов не приведет к конфликтам с серьезными последствиями. «Недопонимания» будут решаться на своем начальном уровне

«Экономический конфликт между региональными областями – это спор хозяйствующих субъектов. Первое – можно отказаться, второе – обратиться в различные инстанции. Если возникнут конфликты, то они будут урегулироваться на начальном уровне. Подобные вопросы решаются, когда они возникают. Экономика страны большая, а эффект небольшой. Вопрос стоит в том, чтобы регионам почувствовать себя легче», - отметил Коренев.

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Артем Прокофьев в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что Стратегия пространственного развития РФ «не имеет отношения к реальному развитию страны».

«Я не стал бы искать логику в действиях правительства. Оно показывает последние годы полную недееспособность. У нас пять лет подряд падают реальные доходы населения, нет роста экономики, практически все планы импортозамещения провалились. Они сейчас принимают планы пространственного развития, еще какого-то развития. Но мы понимаем, что это все на бумаге», - заявил Прокофьев.

По его словам, с появлением макрорегионов правительство не откажется от федеральных округов.

«Это сложившиеся структуры. Здесь чисто бюрократические интересы. Там много чиновников работают. Я не думаю, что это будет изменено. Бюрократия очень хорошо защищает свои интересы. Она не защищает интересы людей. Я сомневаюсь, что федеральные округа будут демонтированы», - сказал он.

Прокофьев добавил, что в случае, если регионы объединят, правительство сможет ввести дополнительные должности и контролирующие структуры.

«У нас успешность управления измеряется бюджетом и количеством людей, а не те пользой для людей. Поэтому вполне может быть, что создадут еще одну бюрократическую машину. Я думаю, что это все-таки останется бумажным проектом. Может быть чиновники и получат новые места. Это может дойти до практических попыток. Хотя даже до попыток может не дойти. Мы не знаем, сколько еще продержится правительство», - заключил он.

В начале 2017 года стало известно, что минэкономразвития РФ подготовило Стратегию пространственного развития РФ до 2030 года. Документ предполагал создание 12 макрорегионов, которые объединят субъекты страны. В составе каждого такого региона должен быть как минимум один центр развития.

Предложенное минэкономразвития РФ деление не совпало с границами федеральных округов. Предполагается, что такой метод деления позволит улучшить взаимодействие между субъектами. Границы макрорегионов определены на основе "соседского положения" и потенциала кооперации субъектов.

Подпишитесь