В этом выпуске ведущая Юлия Ликарчук рассказывает о стартовавшей в России в этом году «мусорной реформе». Сейчас сбором и вывозом мусора в стране занимаются региональные операторы, которые также контролируют перевозку мусора на полигоны. В будущем планируется строительство мусороперерабатывающих заводов и внедрение системы раздельного сбора мусора.
Сейчас россияне чаще всего обсуждают не пользу от реформы, а тарифы на вывоз мусора, которые в некоторых регионах выросли в 2-4 раза. Если до этого жители платили по количеству квадратных метров в жилье, то сейчас по нормативу на каждого жителя. Вопросы вызывают установленные нормативы, по которым приходится около 30 кг мусора в месяц на одного человека. «Господа чиновники, мы столько не едим», - сказала Ликарчук.
Она привела в качестве примера исследование журналистки из Оренбурга Натальи Русиновой. За три недели состоящая из четырех человек и кота семья накопила 35 кг отходов, что в три раза меньше установленного норматива. Местные власти уже назвали данный эксперимент «некорректным».
Самые большие тарифы за вывоз мусора установили в Калужской области – около 182 рублей с одного человека. В Тамбовской и Мурманской областях стоимость услуги составила по 133 рубля. Некоторые россияне получают платежки с пустыми графами, а другие – с удвоенными суммами. Также в Уфе приписали к составу семьи давно умерших родственников.
В России из-за мусорной реформы начались протесты. К примеру, на Ямале жители устроили забег на оленях с антимусорными плакатами на рогах, в Красноярском крае протестующие собрали для депутатов «ароматную посылку с добром из переполненных контейнеров».
В марте глава исполнительного комитета Общероссийского народного фронда (ОНФ) Михаил Развожаев заявил, что организация провела анализ и выявила 20 мусорных операторов, работа которых является сомнительной из-за малого количества сотрудников и небольших фондов. Среди них оказалась и татарстанская «Гринта», которая отвечает за восточную зону республики.
Отмечалось, что в этот список попали компании, которые создали накануне торгов и имеют минимальный уставный капитал в 10 тысяч рублей, у них только один сотрудник в штате. Этих операторов создали специально под «мусорную реформу», а в случае банкротства они «не смогут ответить по своим обязательствам», говорит Ликарчук. Также все эти компании аффилированы с местными органами власти.