В первые годы войны благодаря высококвалифицированным специалистам, хорошему медицинскому оснащению и удобному расположению Казань стала одним из крупнейших военно-лечебных центров страны. В 1942 году в Татарстане было развернуто 53 госпиталя, которые могли принять почти 36 тысяч раненых бойцов. Больше всего медицинских учреждений расположилось в Казани, на территории столицы республики их было 41, еще 12 - в районах Татарстана. За время своей работы медики смогли вернуть в строй 270 тысяч солдат. Спасти удавалось далеко не всех.
Сегодня на кладбищах республики остались могилы солдат, госпитализированных в Татарстан со всей страны, имена многих из них до сих пор неизвестны. В электронной базе данных «Воинские захоронения в республике Татарстан» числятся 6 021 погибших. О 4 280 из них есть подтверждающие документы: по большей части о погибшем солдате известно лишь его звание и фамилия, часто даже без инициалов. У многих не указана дата рождения, а на месте даты смерти чаще всего указан просто год, без числа.
Одним из мест массового захоронения солдат стало Арское кладбище, на котором еще в 19 веке, в его центральной части, выделили участок для воинских могил. В годы Великой Отечественной войны казанский некрополь стал одним из главных мест захоронения солдат погибших в городе, сегодня на 419 могильных тумбах выгравированы имена 1 197 похороненных солдат, на шести стелах – 2 458 имен тех, чьи могилы не были сохранены.
У входа на кладбище со стороны улицы Абжалилова расположены скромные воинские надгробия, многие из которых имеют имена и даты жизни. Одно из таких захоронений принадлежит знаменитому авиаконструктору, изобретателю самого массового самолета времен СССР Пе-2 Владимиру Петлякову, погибшему в 1942 году. Его могила расположена в центре кладбища.
Всего на Арском некрополе похоронено шестнадцать Героев Советского Союза, самый известный из которых Михаил Девятаев, летчик-истребитель, совершивший побег из немецкого плена на угнанном самолете. Там же захоронены два полных кавалера ордена Славы: командир танкового полка Борис Плотников и сапер Семен Данилов.
Татарский генерал-лейтенант Ганий Сафиуллин был одним из немногих советских командиров дивизий, который берег солдат, не посылая их в лоб на пулеметы, а организовывая ночные атаки по тылам противника, также был похоронен на Арском кладбище после войны. Одна из могил на Арском кладбище принадлежит адмиралу Балтийского флота Льву Галлеру, который во время войны руководил разработкой новых кораблей и строительством новых судов. После войны его осудили за «шпионаж» и поместили в Казанскую психиатрическую больницу при МВД, где он скончался в 1950 году, а в 1953-м был реабилитирован.
Также на Арском кладбище был похоронен сын Иосифа Сталина Василий, сосланный в Казань отбывать наказание. Но, спустя сорок лет, в 2002 году его останки перезахоронили по просьбе родственников на Троекуровском кладбище в Москве. Старая могила с монументом сохранилась на Арском некрополе.
Следующим по численности военных захоронений является Архангельский некрополь. Массовое воинское захоронение находится в центральной части кладбища. Там похоронены воины, скончавшиеся в разных эвакуационных госпиталях Казани, военнослужащие Казанского гарнизона и других воинских частей. В центре захоронения на 444 тумбах увековечены имена 1 645 погибших солдат, на двух стелах – 537 имен из несохранившихся могил. Также на некрополе есть четырнадцать безымянных братских могил.
Одной из отличительных черт Архангельского некрополя является большой участок погребения воинов-иностранцев, с небольшим памятником с подписью: «На этом месте похоронены воины-иностранцы, умершие от ран в госпиталях города Казани». Среди могил есть захоронения солдат немецкой, японской и австро-венгерской армии. Многие из военнопленных после войны отстраивали город, ими были построены «сталинки» на улице Восстания, дом культуры в Дербышках и Татарский театр Оперы и балета на площади Свободы. Так как Архангельское кладбище находится на окраине города, на нем хоронили и людей, расстрелянных в годы репрессий, их количество до сих пор не известно.
А уже после войны умерших вражеских солдат, отбывавших заключение недалеко от населенного пункта Сухая река, хоронили рядом с поселком в вырытом овраге. Сегодня следов от захоронения не осталось. В Кировском районе города располагается Окольное кладбище, а в его северо-восточной части так же есть участок с воинскими могилами. Всего на 21 могильной тумбе увековечены имена 23 похороненных. На стеле — 29 имен погибших солдат, чьи могилы не сохранились. Еще на двух мемориальных площадках находятся 6 тумб с именами похороненных. Также на Окольном кладбище находятся могилы восьми членов экипажа, погибших в авиакатастрофе 21 марта 1942 года во время испытания двигателя М-30.
Легендарная летчица Таманского женского полка Магуба Сыртланова, которую немцы прозвали «Ночной ведьмой» за мужество, проявленное в боях, похоронена в Казани на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе. Там же похоронены и неизвестные солдаты. Двадцать бойцов, скончавшихся в эвакогоспитале, который работал в зданиях школы №30, погребены на кладбище в поселке Красная Горка, вблизи станции Юдино.
Всего в годы войны на фронт отправились 700 тысяч татарстанцев, половина из которых погибла и не вернулась домой. Многие из них до сих пор считаются пропавшими без вести.