«Мы не спасли Арские казармы. Уже после первой попытки внести их в список культурного наследия 8 лет назад я понимала, что, скорее всего, мы их не отстоим. Но мы все равно боролись. Как боролись за Дом Михляева, Дом Фукса, Дом Дружининой…», — заявила Балтусова, перечислив ряд памятников истории и архитектуры в городах Татарстана.
В минувшую среду три здания, оставшихся после разрушения Октябрьского городка, снесли. Территорию расселенных построек огородили, на месте работала техника — после сноса здесь могут появиться парковка или торговый центр. Это вызвало резонанс в соцсетях — горожане неоднократно выступали за сохранение объектов, собирая подписи и выходя на одиночные акции.
«Как и в случае других сносов, в ситуации с Октябрьским городком мы с ВООПИиК и огромным количеством казанцев были солидарны, в 2015 году была запущена петиция, она собрала 1500 с лишним подписей. Только моих докладных в адрес руководства было пять», — заявила Балтусова.
Помощник главы РТ объяснила, что действовала так, потому что считает, что других вариантов сохранения наследия нет. Мнение самих жителей Арских казарм разделилось: одни выступали против расселения, другие — за. По словам Балтусовой, она пыталась остановить снос, однако люди «толпами приходили и требовали, чтобы их дома снесли», а их расселили.
В 2015 году, когда петиция о сохранении построек попала к главе РТ Рустаму Минниханову, компромисс был найден — застройщик пообещал сохранить часть зданий. Однако этой весной снос возобновился. Тогда комитет по охране объектов культурного наследия (ОКН) РТ заявил, что рассмотрит возможность включения их в перечень объектов с признаками культурного наследия.
Впоследствии в комитете заявили, что дома не были внесены в этот список по решению минкульта РТ еще в 2016 году. В результате комплексного изучения комитет принял решение «об отсутствии основания» для изменения решения, о чем и уведомил застройщика.
Все «битвы» с девелопером были проиграны, написала Балтусова. «Экономика не билась, 35 домов городка, изношенных без ремонта за сто лет, не окупились бы после более чем миллиардного вложения в реставрацию с учётом стоимости земли. Сейчас снесли последние два дома. Именно они вызвали шквал негодования», — сообщила помощник главы РТ.
Снос домов активно обсуждали татарстанские Telegram-каналы. Они отмечали, что по иронии в момент разрушения построек глава комитета ОКН Иван Гущин и Балтусова принимали участие в форуме «Архитектурное наследие», на котором предстояло обсудить вопросы сохранения городской среды.
Помимо этого, возмущение пользователей Telegram вызвал тот факт, что дорогу, открывшуюся после обмеления Волги, за считанные дни приготовились признать объектом архитектурного наследия, несмотря на то, что в ближайшие дни ее снова затопит. В то же время здания, за которые активисты боролись несколько лет, так и не были включены в этот перечень.
«Очень легко сидеть в уютном телеграме и писать посты о том, какая я плохая и игнорировать нашу дествительно масштабную созидательную работу. Гораздо сложнее быть гражданином и принимать реальное участие в жизни своего города», — заявила Балтусова. Она добавила, что, в Казани осталось 563 объекта культурного наследия, 433 объекта ценной городской среды.
«Вы можете продолжать обвинять и линчевать всех вовлечённых в ситуацию с Арскими казармами чиновников, архитекторов и урбанистов. А можете помогать: принять участие в казанском „Том Сойер фесте“ в этом году, уговорить жильцов домов на Кави Наджми 18, где ещё шесть семей не переехало и поэтому Мергасовский не могут передать инвестору для ремонта», — написала она.
Часть поста Балтусовой была посвящена еще не снесенным объектам и программам, направленным на их сохранение, в частности — уже упомянутому «Том Сойер фесту», в рамках которого волонтеры красят старые деревянные здания. Ранее его раскритиковал советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ Николай Васильев.
По его мнению, надо не просто красить фасады, но и изменять инфраструктуру в домах. «Попробуйте обойти эти домики вокруг. Какая же это среда? Это два фасадика. А жителям как там жить? Это среда, в которой приходилось колоть дрова, носить воду. Можно сохранить эту историческую среду, но теперь мы совершенно другие люди», — сказал Васильев.
Обсуждение, начавшееся после сноса Арских казарм, — не первый раз, когда Telegram-каналы критикуют Балтусову. В апреле этого года канал «Неудаща» предложил ей покинуть занимаемую должность. «Она сумела заработать себе репутацию татарстанской Кассандры: почти все объекты, которые она „защищала“, были уничтожены», — написали в канале.