Posted 29 мая 2019, 10:26
Published 29 мая 2019, 10:26
Modified 20 августа, 15:16
Updated 20 августа, 15:16
О расселении птиц
Глобальные климатические изменения, которые сейчас якобы наблюдаются, то, что констатируют климатологи, – видимых реакций на эти процессы у птиц нет. Она, скорее всего, будет проявляться в условиях, где климатический фактор является преобладающим – каких-то пустынных зонах, там, где ледниковые регионы.
Орнитофауна у нас за последние годы наоборот пополняется новыми видами за счет процессов отчасти и связанных с климатическим фактором. В частности - неким потеплением, что наблюдается в последние годы. Идет мощное расселение некоторых видов птиц на территории Евразии. Многие виды уходят в более северные регионы.
Кольчатая горлица – вид типично южный, который раньше встречался не ближе чем в Предкавказье и Казахстане. Или такая птица, как горихвостка-чернушка - это вообще обитатель горных областей. Но она уже несколько десятков лет гнездится у нас в городских территориях.
Процесс расселения касается не только Татарстана. Наша республика очень маленькая, если говорить о масштабах. Тем не менее, некоторые виды птиц встречаются значительнее севернее нас. Бакланы, цапли белые – есть заметки, что они залетают гораздо севернее нас.
На территории городов, есть огромное количество условий, которые привлекают птиц. В первую очередь они связаны с кормностью. Потому что питание является ведущим фактором. Далее – лучшая защищенность, микроклиматические факторы, в городах чуть теплее, чем в лесах.
Большая поганка или чомга - это водоплавающая птица, достаточно редкая - всегда тихо жила в небольших водоемах, не была на виду. Она повысила свою численность и сейчас встречается чуть ли не во всех водоемах Казани. Особенно на Кабане. Уток они не вытесняют, так как это разные экологические группы по питанию. Чомга – ныряльщики, утки – собиральщики с поверхности.
Птицы в условиях города находят не самые худшие условия для такого сложного процесса, как зимовка. Она забирает колоссальное количество энергии. Если птица остается, то она эту энергию сохраняет. Поэтому они не утруждаются. Задача у видов простая – сохраниться и оставить после себя потомство. С этой точки зрения птицы идут на этот риск, но выполняют эту задачу.
О городских утках
Говорить о том, что только мы их поддерживаем питанием нельзя - это добавка к основной пище. Они все-таки остаются дикими птицами и питаются всем тем, что находят в воде. Это и что-то растительного происхождения, и моллюски, и улитки.
Если будет незамерзающий водоем, значит уже условия нормальные. В Казани масса таких водоемов. Это и Кабан, это водоем недалеко от ТЭЦ. В самые сильные морозы там сохраняется полынья, в котором они собираются. На Булаке возле цирка также идет циркуляция воды.
Утки зимой перелетают с места на место - кстати, очень живописная картина. Это происходит, когда их начинают стеснять условия. Как правило, популяция уток сохраняется на протяжении всей зимы.
Иногда господа из СМИ увлекаются и начинают видеть проблему, которой не существует. В парке Урицкого были найдены десятки мертвых уток. Жители были обеспокоены. Произошла банальная ситуация: отравление. Большей частью тогда погибли голуби.
Недалеко от парка находится элеватор, там проводили мероприятия против грызунов. По всей видимости, часть того, что там использовали, попало в парк. С голубями это 100%. А с утками люди зачастую драматизировали ситуацию.
Погибшая птица лежит, ее собаки отнесли в другое место, а у жителей сложилось впечатление, что каждый день появляется новая тушка. У птиц есть естественная гибель, они могут заболеть, их машина может сбить. Каждый случай требует своей интерпретации.
На Булаке могло быть отравление, потому что в центре города с обеих сторон дороги. Также для птиц соль является ядом, поэтому многие из них не едят соленую пищу. Тем не менее, это не типично для них. Может был смыв чего-то - автомобили там газуют стоят.
Ближе к весне естественный отход происходит по той причине, что птицы замерзают, запасы иссякают. Зимой люди их кормят, жалеют, а к весне люди остывают, не подкармливают их. Поэтому к весне происходит естественный отход ослабленных птиц.
Тут драмы особой я не вижу. Драматизировать ситуацию с кряквами нет оснований, их у нас достаточно. Это естественные явления, которые могли произойти и в природе, а там их еще больше. Мы просто этого не видим.
О гибели и гнездовании птиц
Для многих птиц кустарникового яруса сокращаются места обитания. Птицы кустарникового яруса и наземники действительно страдают, потому что на земле много гнезд уничтожатся собаками. Соловьи относятся к наземникам и обитают в загущенных местах (на территории кладбищ, оврагах, садики Лядской и Фуксовский), где еще есть укромные уголки.
На территории парков кусты постоянно стригут и создают бордюры из них. Поскольку стрижка начинается, когда появляется листва, то в гнездах уже сидят птенцы. Если пилой пройдутся, птицы уже не возвращаются в гнездо - гибнет кладка и птенцы. Нужно создавать малопроходимые кустарниковые заросли. Такая возможность есть – высадить ягодные и плодовые растения.
Типичные для Казани кустарниковые виды – зяблики, но они гнездятся чуть выше. Из именно кустарниковых у нас зеленушка, коноплянка, несколько видов славок. Эта группа птиц, которая успешно гнездятся, даже на территории нашего города.
Охота традиционно считается одной из форм охраны природы, как это парадоксально не звучало бы. Правильная организованная охота и охотник – это защитники природы. Охотник заинтересован в том, чтобы сохранить тот ресурс, который доставляет ему удовольствие.
Браконьерство всегда было, и оно является фактором, снижающим численность многих птиц. В этом плане Госкомитет по охране объектов животного мира свою задачу выполняет. Каждый год утверждаются новые списки на охоту. Конкретно по районам рассчитывается ресурс и дается квота на тот или иной вид.
Где осуществляется законная охота, там и обеспечивается охрана. Охотники стараются свои угодья оберегать от браконьеров. По статистике последних лет я ни разу не слышал фразу, что в результате жесткого браконьерства резко снизилась численность видов.
Например, дикие голуби в некоторых регионах является охотничьим ресурсом. Их численность в последние годы резко сокращается, но тут дело не в охотниках. Это естественные процессы, регулирующие их численность. Я рассказывал про чомгу, и мы видим именно в этом объяснение. Специально чомгу никто не привлекал, водоемы забиты утками.
Во время миграции лебеди останавливаются в Казани. Никакого зла они не причиняют, решают свои какие-то проблемы, связанные с перелетом. Что касается лебедей, которые гнездятся, их численность в Татарстане увеличилась. Я знаю минимум два места гнездования лебедя-шипуна. Знаю, но не скажу. Был прецедент, когда мы рассказали, люди приехали и спугнули лебедей.
Если речь идет о лебедях, которые живут на озере Кабан, то они домашние, их завели специально. Лебедь - слишком яркая птица и браконьеры на них не охотятся. Один из них даже мне говорил, что у него рука не поднимется пристрелить лебедя.
Во-первых, численность лебедей не настолько высока, чтобы говорить об их исключении из Красной Книги. Во-вторых, если пара даже загнездилась, то они ревностно охраняют свое гнездо. Естественно, эта птица не переносит того, кто может помешать успешному выведению птенцов. В этом отношении лебеди проявляют недружелюбность.
В естественных условиях этот вопрос решается довольно просто. Птица знает крутой нрав самцов лебедей-шипунов и старается гнездиться подальше от этого места. В условиях города есть также гнезда лебедя, но полудомашнего уже. Однако инстинкты все-таки сохранились. На небольшом водоеме, где пространство ограничено, все претендуют на это место и птицы проявляют агрессию.
В Казани десяток хищных видов встречается, они гнездятся. Чаще они попадаются на пролете, зимой, потому что добычи становится меньше, а в городах очень много синантропных видов – тех же голубей. Численность хищных птиц никогда не была высокой. Это штучные объекты, которые контролируют свою территорию. Гнездование в городах – это уникальные случаи.
Красная Книга – это динамический справочник. Он должен быть всегда в динамике. Виды, которые свою численность стабилизировали, мы можем изъять. Или виды типа серого гуся: раньше их было немерено, а сейчас мы можем их включить в Книгу. Идет работа над 4-м изданием. Мы посмотрим, что там будет происходить, но тенденции порой неожиданные.
Например, кто бы мог подумать, что численность воробьев у нас в городе сократится так резко. В городе живут полевой и домовый воробей. У нас испокон веков доминировал второй вид. Так вот, сейчас по всей России численность домового воробья резко сокращается. При этом никто их не травит, никто их не преследует. Кормовая база у них наоборот увеличилась.
Был факт снижения численности ласточек. Самые ближайшие гнезда – в старых домах и под мостами. Никто их не преследует, но численность катастрофически сокращается. По всей видимости, это происходит потому, что деревьев с дуплами нет, скворечники уже никто не вешает, карнизы домов теперь строят по-новому. Это происходит на фоне волны популяции.
И наоборот. Например, водохранилища, которые создали во всей европейской части, значительно увеличили численность чайковых птиц. В Татарстане огромные колонии черноголовых, серебристых чаек. В Москве на крыше я видел гнездо чайки. Мы создаем условия, и на фоне общих биологических закономерностей происходят всплески численности, а также сокращение.
Уход воды плохо повлияет на птиц. Посмотрим, что будет в этом году с кряквами к осени. Вот у чомги гнездо вместе с водой уплывает. А кряква гнездится на суше рядом с водой и ждет, пока вылупятся птенцы. А сейчас вода ушла, утка становится уязвимой. На это место прибегает масса хищников.
Соответственно, ее гнездо оказывается в эпицентре этих событий. А раз гнездо открылось, то всё, можно распрощаться. Не все утки садятся на вторую кладку. Уход воды отразится на численности многих видов.