В Орловском сельском поселении Лаишевского района находится полигон твердых коммунальных отходов (ТКО) – горы не переработанного и не засыпанного землей мусора. Свалка растет в непосредственной близости от жилых домов и в 13 км от международного аэропорта «Казань» - на 2 км ближе, чем прописано в нормативах.
Эксплуатирует полигон ООО «Поволжская экологическая компания» (ПЭК). С января 2019 года он закрыт – туда временно не свозят новый мусор. Руководитель отдела утилизации «ПЭК» Федор Леонтьев сообщил Inkazan, что работа полигона остановлена из-за отсутствия у регионального оператора - ООО «УК «ПЖКХ» - необходимой лицензии.
Однако жители ближайших поселков заявили Inkazan, что к 2020 году собственник планирует расширить свалку еще на 4 гектара в сторону аэропорта. Эту территорию районные власти передали компании в эксплуатацию под промышленный объект. Сейчас свалка занимает половину от всей ее площади.
Леонтьев подтвердил, что «ПЭК» проходит процедуру согласования для увеличения площади полигона. Точную дату, к которой компания планирует открыть вторую очередь свалки, он не назвал. Старая часть также продолжит принимать мусор. Переработан он или нет – вопрос открытый.
Владелец участка в Орле Ренат Зинатуллин рассказал, что «ПЭК» якобы провел общественное обсуждение среди жителей деревни, на котором пара десятков человек поставили подписи под протоколом. Остальные жители, которые составляют большинство собственников участков в поселке, будут оспаривать принятое решение.
Расширение свалки доставит неудобство не только владельцам участков в Орле: если ее территория вырастет, сократится расстояние между полигоном и аэропортом. А значит и опасность попадания птиц в самолеты увеличится. По словам местных жителей, птиц на свалке много. Однако Леонтьев это отрицает.
Он заявил, что Орловский полигон эксплуатируется 20 лет. Кто выдал разрешение на организацию свалки в 1999 году - неизвестно. Аэропорт Казани на нынешнем месте появился раньше полигона ТКО - в 1979 году.
В прокуратуре Лаишевского района сообщили, что после публикации Inkazan по поручению прокуратуры РТ началась проверка законности эксплуатации полигона на данной территории. Она касается безопасности полета самолетов, массового скопления птиц на свалке, а также природоохранных вопросов.
15 августа птицы едва не стали причиной авиакатастрофы: Airbus A321 с 234 пассажирами совершил экстренную посадку в поле под Москвой предварительно из-за попадания птиц в двигатели. В июле этого года самолет авиакомпании «Победа» со 185 пассажирами на борту вернулся в казанский аэропорт из-за попавшей в двигатель чайки.
Пресс-секретарь авиакомпании Елена Селиванова заявила, что «Победа» не раз оповещала Росавиацию о серьезной угрозе из-за недостаточного орнитологического обеспечения. Однако никаких мер принято не было. Пресс-секретарь казанского аэропорта Адель Гатауллин не смог оперативно ответить на вопрос Inkazan о защите аэропорта.
На момент публикации материала ответ от Гатауллина на официальный запрос не поступил. В то же время президент НКО «Русский сокол» Ильдар Еналеев заявил Inkazan, что казанский аэропорт использует устаревшую систему отпугивания птиц.
«Казанский аэропорт - как непробиваемая стена. Там знают о моих возможностях и моем опыте и возможности использования ловчих птиц как средства отпугивания в казанском аэропорту. Я 10 лет общаюсь с орнитологом, который там работает. Система орнитологической безопасности там устаревшая и эксплуатируется неправильно», - заявил он.
Еналеев заявил, что ловчих ястребов и соколов используют в аэропортах в Домодедово, Внуково, в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Саратове и других крупных городах. В казанском аэропорту установлены акустические установки, транслирующие крики хищных птиц. Однако синантропные виды птиц, например, обитающие неподалеку чайки, привыкают к этому в течение трех недель.
«Эти акустические установки работают впустую. Птицы, которые обитают в казанском аэропорту просто игнорируют их», - заявил Еналеев. По его словам, малоэффективными являются и установленные на территории воздушной гавани зеркальные шары, которые должны отпугивать птиц. Тем не менее, аэропорту эти меры обходятся дешевле, чем соколы.
Еналеев объяснил, что хищных птиц более мелкие виды будут бояться всегда – это заложено генетически. «Да, это дорого, но если они решили экономить на авиационной безопасности, то это игра в рулетку. На кону стоит жизнь пассажиров», - заявил он.
Ловчих ястребов и соколов также используют для отпугивания птиц не только в аэропортах, но и на полигонах. По словам Еналеева, в Лаишевском районе эта система не применяется. Однако опасность Орловской свалки для аэропорта заключается не только в птицах, но и в его пожароопасности.
В прошлом году полигон загорелся – на то, чтобы его потушить ушла неделя. Дым шел в сторону Казани, накрыв поселок Мирный и Приволжский район. С таким же успехом он мог накрыть аэропорт, прервав воздушное сообщение с городом. Местные жители заявили Inkazan, что на свалку свозят что попало, без переработки.
Директор института экологии и природопользования КФУ, доктор биологических наук Светлана Селивановская в беседе с корреспондентом Inkazan рассказала, что на полигоны должна поступать та часть отходов, с которой ничего нельзя сделать: ни отсортировать для последующей переработки, ни сжечь.
Если полигон построен и эксплуатируется по всем нормам, то вред экологии он не понесет, сказала Селивановская. Однако местные жители рассказали, что вокруг пока недействующей свалки есть зловонные лужи, при сильном ветре мусор разносит в разные стороны. В республике практически нет переработчиков, поэтому основная масса отходов и везется на полигон.
Inkazan также направил запросы в Росприроднадзор РТ и администрацию Лаишевского района с просьбой рассказать о будущем территории под свалкой. На момент написания материала ответы не поступили.