Posted 9 декабря 2019, 07:54
Published 9 декабря 2019, 07:54
Modified 20 августа, 15:34
Updated 20 августа, 15:34
Большую часть рынка составляет медоборудование. Среди неэлектронных изделий преобладают средства реабилитации, инструменты для операционных и одноразовые шприцы. «Задача сейчас достаточно амбициозная - не менее 40% медизделий мы должны производить сами к 2030 году», – заявил председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.
В России одноразовые шприцы производят еще со времен СССР. Один из таких заводов - «Стерин» - находится в подмосковных Луховицах. Его купили частные инвесторы, вложив в объект около $5 млн. Выпускаемая им продукция занимает 5% рынка. По словам гендиректора предприятия Юрия Желонкина, главный конкурент отечественного производителя – Китай.
«Стерин» выпускает свыше 110 тысяч деталей для шприцов ежедневно. Самой нерентабельной частью этого инструмента является игла – полный цикл ее производства окупится, если завод будет выпускать более 1 млрд шприцов в год, то есть треть от потребностей рынка в России. Производитель может купить готовые иглы или собрать из комплектующих.
По словам председателя совета директоров санкт-петербургского ПАО «Красногвардеец» Виктора Антонова, производимый предприятием сшивающий инструмент может прослужить до 20 лет, но сейчас рынок предпочитает одноразовые инструменты – хирурги реже делают надрезы, которые нужно сшивать, ограничиваясь проколами.
Участники рынка заявляют о сложности регистрации новой продукции – на нее уходит от 1 до 10 млн рублей и около полутора-двух лет. «Чтобы инновационная продукция появилась, цикл регистрации было бы неплохо максимально сокращать. Потому что сегодня это инновационное оборудование, завтра оно не очень инновационное», – заявил Катырин.
Один из основателей создающей протезы компании «Моторика» Василий Хлебников рассказал, что в стране 8 из 10 человек, которые потеряли конечность, отказываются от протеза из-за страха быть непринятыми обществом, поэтому их нужно делать более функциональными и привлекательными – на изделия «Моторики» можно нанести тату и вставить NFC-чип для оплаты.
Тяговый протез кисти стоит 50 тысяч рублей, но компания продает его в комплексе с работой врачей и возможным ремонтом. Продажа, по словам Хлебникова, сразу себя не окупает. «Медтехника» планирует выйти на зарубежный рынок, в частности первая партия уже отправлена в Индию.
«То, что мы завозим из-за рубежа по медтехнике, не обкладывается НДС. А у наших производителей обкладывается. Мы уже с минпромторгом предложения вносили о том, что надо выровнять по крайней мере позиции. НДС если мы платим, то должны платить и те, кто сюда идет со своей продукцией на этот рынок», – заявил глава ТПП.
Сегодня для поддержки отечественных производителей, введено ограничение: если в тендере участвуют две российских компании, то иностранцев не допустят к аукциону. Планируется ввести квоты при заключении госконтрактов.
В Татарстане в начале этого года разгорелся скандал, связанный с госзакупками. Два индивидуальных предпринимателя Альмир Михеев – ранее депутат Казгодумы, а ныне – Госсовета - и Юлия Попова занимались поставкой расходных медизделий, эндопротезов и имплантов для нейрохирургии.
Они заявили на торги девять подконтрольных им фирм, которые участвовали в 250 аукционах. Так как они полностью контролировали ценообразование, то снижение стоимости произошло всего на 2%. При этом на торги были выставлены контракты на общую сумму свыше полумиллиарда рублей.
При этом в 81 аукционе на 312 млн рублей, где помимо фирм Михеева и Поповой принимали участие другие компании, цены были снижены до 55%. Общий доход компаний составил 553 млн рублей, в то время как управление Федеральная антимонопольной службы (УФАС) по РТ выписало предпринимателям штраф на 43 млн рублей, но Арбитражный суд снизил его до 36 млн.
В августе 2018 года прокуратура сообщила о том, что в суд передано уголовное дело в отношении 59-летнего учредителя ООО «НПО “Агри” Казань». Его обвиняли в производстве медизделий без лицензии. По версии следствия, компания мужчины за три года изготовила более 5,3 тысячи незарегистрированных «полосок алмазных “Агри”» на сумму 554 и продало на 486 тысяч рублей.
Суд прекратил уголовное преследование в отношении предпринимателя, но оштрафовал его на 130 тысяч рублей.