Posted 12 сентября 2019, 13:32

Published 12 сентября 2019, 13:32

Modified 20 августа, 15:10

Updated 20 августа, 15:10

Рынок органических продуктов: высокий интерес и низкий спрос

12 сентября 2019, 13:32
Рынок органических товаров в России, по сравнению с западными странами, только начинает набирать обороты. Население заинтересовано в том, чтобы потреблять экологически чистые продукты, но далеко не каждый может себе их позволить. Об этом сообщает «Бизнес вектор».

В Татарстане президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдар Шагимарданов и его компаньон Айрат Зарипов организовали в селе Большие Яки клубничную экоферму «Тат.Ягода». По заявлениям предпринимателей, они используют немецкие и голландские технологии. На данный момент в производство вложено 12 млн рублей.

В среднем с одного куста бизнесмены планируют получать от 500 до 700 грамм ягод. В общей сложности предполагаемая урожайность составит 25-30 тонн с гектара. В следующем году они намерены увеличить масштабы бизнеса, а как следствие и площадь клубничной фермы.

«Наша цель, чтобы население нашей страны могло питаться экологически чистыми продуктами, поэтому мы принципиально не используем в своей деятельности никаких пестицидов. Продукция халяль - это не только канонически чистая и разрешенная продукция, но это и эталон качества, и синоним экологически чистой продукции», - написал Шагимарданов в своем аккаунте в Instagram.

В 2018 году российский рынок натуральных фермерских продуктов достиг 483 млрд рублей. Доля органической продукции составила менее двух процентов. При этом в стране продано 9 тысяч тонн сертифицированных экологически чистых продуктов питания, начиная от овощей и заканчивая мясом и медом. 85% от этого объема были привезены из-за рубежа.

В следующем году в стране вступит в силу закон «Об органической продукции». После прохождения определенной сертификации фермер сможет получить право размещать на своих товарах логотип в виде зеленого листа, что будет свидетельствовать об органическом происхождении пищи. Однако для этого аграрию придется перестать использовать химию на полях, кормить животных препаратами и забыть о генной инженерии.

«Инструменты поддержки есть. Они применимы к семейному бизнесу: и к микропредприятиям, и к семейным предприятиям, которые будут большего масштаба, и не подпадают под патент. Все инструментарии, которых в нашей стране уже очень много организовано, они будут работать в том числе и на семейный бизнес», - заявил президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.

По словам основателя компании «Черный хлеб» Павла Абрамова, для маркировки продуктов на данный момент используют три термина: «Органик», «Био» и «Эко». Однако новый закон регулирует только использование термина «Органический продукт». Абрамов заявил, что количество надписей типа «Эко», «Био» и «Натуральный» после вступления закона в силу только увеличится.

В России на данный момент работать по органическим стандартам готово чуть больше 100 хозяйств. В случае с «Черным хлебом» на прилавки попадает только половина произведенной хозяйством продукции. Остальное скупают крупные переработчики, в том числе и производители детского питания. Последние, кстати, начали чаще требовать от фермеров сертификации продукции.

Семья Ильясовых из Краснодарского края два года выращивала экологически чистую малину. Однако урожай продавался плохо, а биоваренье и вовсе пришлось продавать по себестоимости. Ферма держалась за счет традиционно выращенных культур. Однако в 2018 году случился неурожай кукурузы, и теперь семейное дело в убытках, поэтому Ильясовы намерены вернутся к традиционному выращиванию растений.

Особых мер поддержки органических хозяйств нет. Большая часть агробизнеса - это семейные фермы, однако такой формы ведения дел в стране не существует. В то же время ТПП предложило властям страны сделать семью законной основой бизнеса, что также позволит вывести часть предприятий из тени. Кроме того, палата предлагает ввести семейный патент для микропредприятий, где численность сотрудников не превышает 15 человек.

«В патент вписывается члены семьи, которые в нём участвуют. Сдаётся по типу как сейчас самозанятые: режим там четыре или шесть процентов, в зависимости от того, кому он реализует свои услуги, платят. Или это плата за патент по виду деятельности по количеству членов семьи», - сказал Катырин.

При этом в Татарстане минсельхоз пытается помочь небольшим фермам и личным хозяйствам, так как на данный момент они производят половину объема продукции в республике. На их поддержку ежегодно выделяется свыше 2 млрд рублей по 24 направлениям. На данный момент в регионе числится 4,6 тысячи фермерских хозяйств, 1,2 тысячи семейных ферм. Однако большая часть господдержки уходит крупным хозяйствам, малым остается лишь 16% от всего объема.

Фермеры надеются забрать долю рынка у импортной продукции, так как отечественная органика почти в два раза дешевле. Также аграрии надеются на экспорт продуктов, однако для этого нужны международные сертификаты. По данным Союза органического земледелия России, такими документами на данный момент обладают около 50 хозяйств.

«Тот, кто реализует, он же никому не кричит, что это органическая. Потому что его никто не спрашивает об этом. Когда он узнает, что надо подтвердить и сказать, что это выращенное мясо, молоко, овощи, фрукты и так далее, что это продукт без всяких химических добавок, - наверное тогда другой процент будет, потому что об этом начнут говорить и заявлять, что они на самом деле реализуют», - сказал глава ТПП России.

80% органической продукции расходится в Москве, еще 10% - в Санкт-Петербурге. Но доля потребителей растет и в других крупных городах. По данным минсельхоза России, потенциал рынка составляет 360 млрд рублей в год. Этого показателя, если условия будут идеальными, можно достичь к 2025 году.

Подпишитесь