Сейчас около сотни предприятий по стране маркируют свою продукцию, но пока добровольно или в качестве эксперимента. С 1 июня этого года маркировка готовой «молочки» станет обязательной для всех, с 1 декабря немаркированную продукцию планируется запретить. Для нанесения маркировки придется покупать оборудование, сделать редизайн упаковки, закупать штрих-коды и нанимать сотрудников. Все это приведет к росту себестоимости готовой молочной продукции, предупреждают молокопроизводства. Оценки по увеличению разнятся вплоть до 29%.
«По нашим самым скромным подсчетам, удорожание на литр готовой продукции будет порядка 2,4%. На пол-литровую упаковку будет до 4% удорожание. Как говорят официальные власти, это ляжет на плечи бизнеса, но у бизнеса нет такой маржинальности, чтобы нести все эти затраты. Однозначно будет повышение цены», — заявил учредитель ООО «УВА «Молоко», директор молочного комбината «Касымовский» Александр Емшанов.
Фермерские хозяйства, перерабатывающие кооперативы, семейные фермы из-за маркировки могут и вовсе закрыться. Представитель одного из таких небольших хозяйств, председатель КФХ «Большая Елга» Минзуфар Исмагилов из Рыбно-Слободского района, потряс перед участниками заседания пакетом молока.
«Это молоко в данный момент реализуется нами по 30 рублей. Если нанести маркировку, то это будет 37 рублей. Почему? Потому что эту упаковку невозможно маркировать: лазер его прожигает, сюда ничто не клеится, потому что когда холодное молоко заливаем, оно потеет, чернила будут размазываться. Мы вынуждены будем нанять двух человек на каждую линию, чтобы этот пакет переупаковать в другой, где будет нанесена DataMatrix. Бабушки, которые считают каждую копейку каждый день, разве готовы будут эту марку по 7 рублей приобретать? Для чего? Они сами хорошие эксперты», — рассказал Исмагилов.
Как оказалось, покупатели могут ощутить на себе последствия маркировки в том, что на полках не будет былого разнообразия «молочки».
«Нам придется почти полностью перестроить практически все логистические процессы и, скорее всего, сокращать ассортимент. Потому что тот продукт, который мы сейчас производим небольшими партиями, он станет совершенно золотым с точки зрения логистики», — рассказала Мария Жаркова, представляющая компанию «Данон», в которую входит казанский комбинат «Эдельвейс».
Есть претензии и к срокам введения маркировки. По оценке «Данон», на переоборудование нужно около двух лет, а система вводится уже этим летом.
По мнению предпринимателей, молочный рынок может спокойно обойтись без маркировки. Она даже избыточна, потому что дублирует функции системы «Меркурий», которая сейчас используется.
«На сегодняшний день уже действует одна система прослеживаемости „Меркурий“, которая кое-что знает о содержимом продукта. Она может помочь в борьбе с фальсификатом, который действительно является серьезной проблемой для молочной отрасли. В то время как маркировка — это инструмент для борьбы с контрафактом, то есть подделки торговой марки, доля которого на рынке РФ оценивается в 0,01% То есть затратив такие миллиарды, мы будем бороться с проблемой, которой по сути не существует», — отметила Жаркова.
Молочные компании попросили Минниханова обратиться к федеральному правительству. По их мнению, нужно либо доработать «Меркурий» и исключить молоко из списка товаров, подлежащих маркировке, либо предусмотреть меры государственной поддержки. Минниханов поддержал первую идею. Как оказалось, татарстанский минпромторг уже подготовил проект обращения на имя министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова.