Posted 5 июня 2020, 15:16
Published 5 июня 2020, 15:16
Modified 20 августа, 15:09
Updated 20 августа, 15:09
На заседании комитета Госсовета по экономике владелица торговой сети «Бахетле» Муслима Латыпова заявила, что необходимо закрыть все расположенные в жилых домах заведения, которые продают алкоголь. Изначально обсуждалось закрытие «наливаек» площадью менее 50 квадратных метров, но, по мнению Латыповой, закрывать нужно все, иначе это лишь полумеры.
«Во дворах организуют несанкционированные туалеты, на детских площадках творится абсолютное безобразие. Если это классическое кафе, то можно работать без алкоголя, халяль — это тренд», — сказала Латыпова. При этом владелица сети супермаркетов не против, чтоб магазины продолжали реализацию спиртного, так как их посетители не «распивают во дворах».
Это не первое громкое заявление Латыповой: в 2018 году она увидела конкурентов в находящихся в декрете женщинах, которые для дополнительного заработка пекут торты на заказ. Тогда владелица «Бахетле» развернула кампанию по борьбе с потенциальными конкурентами, в итоге организовав «кулинарный коворкинг» для самозанятых.
В России продажа алкоголя разрешена в заведениях с залом обслуживания площадью не менее 20 квадратных метров — закон, рассчитанный на снижение потребления алкоголя, подписал президент России Владимир Путин. Регионам разрешили самостоятельно определять минимальную квадратуру. В Татарстане ситуация жестче — эта цифра увеличена до 50 квадратных метров.
Вместе с рюмочными в жилых домах располагаются и рестораны, и кафе, которые также попадают под запрет. Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Галина Шарафутдинова заявила: рестораторы предпочли бы остаться в рамках федерального законодательства, так как оно привязано не к торговому залу, а к общей площади помещения.
«Сегодня начали развиваться такие форматы как гастробары, винные бары, крафтовые бары, которые предполагают продажу качественных алкогольных напитков в небольших заведениях. Экономика открытия ресторанов очень недешевая, а такой сегмент позволяет с небольшими инвестициями открыть достойное место. В случае принятия закона, мы предполагаем, что 10% предприятий могут уйти с рынка. Для нас это очень существенно, потому что сейчас, в момент пандемии, мы и так испытываем финансовые трудности», — сказала она.
Шарафутдинова заявила, что это касается тех предприятий, которые достойно ведут свой бизнес и не мешают населению, так как у них созданы все условия для качественного обслуживания.
Депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов считает, что нужно определить критерии, которые отсекут добропорядочный бизнес от «наливаек». «Мы должны понимать, на кого рассчитываем эти ограничительные меры. Все это нужно, чтобы закрыть те предприятия, которые являются постоянными барами для людей, страдающих алкоголизмом и деклассированных элементов», — убежден он.
Депутат заявил, что нужно обращать внимание на мнение соседей, которые живут по соседству с такими заведениями, а также позицию системы здравоохранения. Потому что реальная нагрузка на бюджет и страну от таких заведений превышает налоги, которые они платят. Поэтому, по мнению депутата, «разливайки» нужно закрывать.
«Также однозначно не должны пострадать предприятия общепита. Здесь абсолютно нормальная процедура по метражу занимаемого помещения, по доле оборота спиртосодержащей продукции в общем обороте предприятия. Такие экономические категории, если вычленить их с учетом мнения профессионального сообщества, помогут не выплеснуть ребенка вместе с водой», — заявил Inkazan Серов.
Это не первая попытка запретить продавать алкоголь в жилых зданиях. В прошлом году депутат Госсовета Ильдар Шамилов внес законопроект, который предполагал полный запрет продажи спиртного в магазинах, расположенных в жилых домах, в пристроях к ним и во дворах. Но когда в апреле этого года в ряде регионов России сократили время продажи алкоголя, официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что «на сегодняшний день у нас в республике пока такой вопрос в повестке не стоит».
Председатель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела считает, что есть две стороны вопроса. «Тот, кто хочет, купит и все равно пить будет во дворе. Процентов 50% доходов этих мелких магазинчиков строится на спиртном. Я против пьянства, но запретительные меры никогда не приводили к искоренению пьянства», — говорит он.
Застела сказал, что появились ограничения по времени — алкоголь запрещено продавать позже 10 часов вечера. В советские времена и вовсе вырубали виноградники, напомнил он, но это ни к чему не привело. По его словам, он не припомнит, чтобы к ним в центр поступали жалобы на такие заведения.
«Заведения, где можно было бы выпить „100 граммов“ сейчас практически ликвидированы. Все это устроено более-менее цивилизованно. Места, где продают алкоголь, имеют выход на улицу — это квартиры первых этажей. С моей позиции, если первый этаж занимает парикмахерская или магазинчик — это благо. Потому что первый этаж самый некомфортный для проживания», — сказал Застела.
Однако будущее малого бизнеса, который могут утянуть за собой «наливайки», под вопросом: законопроект о запрете продажи алкогольных напитков в заведениях площадью менее 50 квадратных метров, расположенных в жилых, домах будет рассмотрен на ближайшем заседании Госсовета.