На территории 9 субъектов Волго-Вятского банка 85% экономически активного населения являются клиентами Сбербанка. За коронавирусный год клиентская база выросла на 6%. По словам Колтыпина, в ушедшем году банк показал уверенный рост по ключевым показателям: кредитный портфель физических лиц вырос на 13,3%, корпоративный кредитный портфель — на 4,2%. Портфель привлеченных средств частных клиентов увеличился на 7,7%, по корпоративным клиентам прирост составил 25%.
Сбер одним из первых был готов к новым реалиям жизни в период пандемии: запустил с врачами горячую линию 24/7, активно развивал дистанционные сервисы, в том числе экосистемы, помогал населению, бизнесу, сотрудникам, поддерживал сферу образования и здравоохранения.
«Никто не ожидал такой скорости изменения и перехода на удаленные сервисы. Мы видели, что люди стали чаще ими пользоваться, но что коронавирус так повлияет на клиентское поведение, предположить никто не мог. Поэтому те сервисы, которые у нас были и которых еще не было, мы старались активно запускать. Нужно было дать возможность людям, не рискуя жизнью, получить питание, заказать лекарства, передвигаться», — рассказал Колтыпин.
В ушедшем году доля безналичных операций выросла с 85% до 90%. Люди привыкли пользоваться потребительской линейкой удаленно, к примеру, 75% кредитов оформляется онлайн. При этом Сбербанк не планирует полностью переходить в удаленную сферу.
«Мы должны предоставить жителям нашего региона тот сервис, который им будет максимально удобен. Есть люди, которые привыкли физически приходить, „голосовать ногами“, у нас клиентопоток достаточно большой и сейчас», — заявил Колтыпин.
Он рассказал, что Сбербанк хочет сопровождать клиента на всем его жизненном пути, вытесняя посредников и предоставляя возможности, чтобы человек мог получать удобные, качественные сервисы «здесь и сейчас», экономя свое время.
Одним из таких помощников станет СберПрайм, который сейчас выходит на рынок. Сегодня это 9 сервисов, обслуживающих питание, развлечение, медицину. В ближайшее время подписка будет расширяться.
«Есть примеры, когда в один день проходит подбор нового жилья, отправление заявки, ее одобрение и регистрация. Это реальность, которая существует во всех головных отделениях, предоставляющих кредиты», — рассказал Колтыпин, добавив, что портфель жилищных кредитов вырос с начала 2021 года на 17,2% и составил 518 млрд рублей.
За 2020 год объем выдачи жилищных кредитов достиг почти 208 млрд рублей, что на 57% больше, чем в 2019 году. По итогам прошлого года более 117 тысяч семей стали обладателями жилья благодаря Сбербанку.
По словам Колтыпина, самая главная выгода для банка — это развитие взаимоотношений с клиентами и лояльность клиентской базы. «Не скажу, что мы отказались от цели по финансовым результатам, но мы скорректировали свои задачи с учетом ситуации. Мы выполнили все свои бизнес-планы, но ключевой фокус был на клиентах», — рассказал он.
2020 год стал для Сбера годом прорыва: банк занял третье место по показателю «сила бренда» в общемировом рейтинге, первое место в главной номинации премии «Банк года» портала Banki.ru. Уже второй год подряд Сбер выплачивает рекордные для России дивиденды — 422,4 млрд рублей.
«Основная цель стратегии — стать любимым помощником в современном мире, чтобы оказывать помощь нашим физическим лицам, нашим корпоративным клиентам, нашим регионам», — сказал Колтыпин.
Сбер планирует вложения в разные индустрии. Среди них образование, здравоохранение, цифровизация регионов, жилье и инфраструктурные проекты, спорт, культура, туризм, развитие предпринимательской культуры, ESG.
К примеру, для развития здравоохранения будут развернуты сервисы аптек. В регионах будут открыты хабы. Для образования будет продолжать развиваться «Школа 21». Первое учреждение было открыто в Москве, второе — в Казани. Сейчас школа в республике предлагает не только бесплатное обучение, но и проживание. Также Сбербанк разрабатывает стратегию развития туристического кластера.
«Мы совместно с властью думаем о вопросах речного туризма. Это может быть и велосипедный туризм, когда ты можешь на велосипеде доехать по живописным местам из одного города в другой. Сейчас наша молодежь креативит эти идеи, а мы думаем над их реализацией», — рассказал Колтыпин.