Posted 10 октября 2021, 14:50
Published 10 октября 2021, 14:50
Modified 20 августа, 15:50
Updated 20 августа, 15:50
Первая зарегистрированная авиакатастрофа в Татарстане произошла 18 августа 1933 года в Казани. Тогда в городе проходил День авиации. При посадке самолета АНТ-9 Л-150 в него врезался борт У-2 С-227, который летел наперерез. АНТ-9 врезался левой стороной кабины и правой стороной левого мотора по рулю глубины, а винтом левого мотора перерубил фюзеляж
От столкновения У-2 упал вертикально вниз мотором и столкнулся с землей на летном поле. Пилота и пассажирку самолета госпитализировали с тяжелыми травмами, они скончались в больнице.
Что касается АНТ-9, самолет планировал с нормальным углом до высоты 10-12 метров, после чего потерял скорость из-за поломки винта, выключения зажигания и застрявшего хвостового оперения У-2. По этой причине борт резко увеличил угол планирования, ударился колесами о землю, сломав шасси, и проехался по земле на носовой части фюзеляжа. Экипаж и пассажиры получили легкие травмы.
Первая авиакатастрофа в Татарстане, в которой погибло более 10 человек, произошла спустя 10 лет. 23 января 1953 года в Татарской АССР в воздухе над Казанью столкнулись самолеты Ил-12 112 авиаотряда и Ли-2 67 авиаотряда. Ил-12 в тот день набирал высоту после взлета, а Ли-2 выполнял маневр по пробиванию облачности.
Облачность тогда составляла 10 баллов, в республике стояла метель, а видимость была 1,3 километра. Несмотря на резкое ухудшение погоды, руководство аэродрома приняло решение не прекращать полеты. При этом на борту Ли-2 было достаточно топлива, чтобы подождать улучшения погоды или уйти на запасной аэродром.
Самолеты в результате столкнулись, когда Ил-12 взлетал, а Ли-2 пробивал облачность. Первый борт Левый мотор Ли-2 врезался в нижнюю часть хвостового оперения Ил-12, из-за чего он оторвался и упал. Хвост Ил-12 в это же время также отвалился от фюзеляжа и упал на землю. После этого разбились и оба самолета. В результате погибли 11 человек. Главным виновником комиссия установила руководителя полетов.
Через пару месяцев в Казани снова произошло ЧП с Ил-12. Вечером 30 апреля 1953 года экипаж 65 авиаотряда вылетел из Внуково в Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани. На борту было 18 пассажиров и 5 членов экипажа. Рядом со столицей ТАССР борт пролетал над изгибом реки, когда в двигателях произошел резкий удар. После этого начался пожар моторов, экипаж попытался зафлюгировать воздушные винты.
Самолет начал быстро терять скорость, из-за чего пилот решил садиться прямо на реку. В результате борт приводнился около Казанского речного порта. Борт сразу же начал заполняться водой, поэтому объявили эвакуацию. Пассажиры рассказывали, что пилоты заявили о приземлении на мелководье, поэтому многие решили, что самолет больше погружаться не будет. Однако глубина составляла 18 метров.
Наружу выбрались все пассажиры и экипаж, однако они были в воде. Верхняя одежда из-за этого стала балластом. Пострадавших спасли местные жители на лодках. Однако один из пассажиров в пальто не дождался помощи и утонул. Он стал единственной жертвой происшествия. Предварительно, самолет во время полета столкнулся со стаей уток, установила комиссия.
Самая крупная на данный момент авиакатастрофа по количеству жертв в Татарстане произошла 4 апреля 1963 года. Тогда в Рыбно-Слободском районе ТАССР ночью разбился самолет Ил-18В. Борт вылетел в Красноярск из Москвы в 3:12, с ним потеряли связь примерно в 4:26. Обломки нашли в более чем 50 километрах от Лаишево в районе сел Урахча и Николаевка.
В результате столкновения с землей воздушное судно полностью разрушилось, а обломки разбросало на расстояние 800 метров. Так, двигатель нашли в 600 метрах от места столкновения с землей. В момент столкновения двигатели № 3 и 4 не работали, а у самолета были убраны шасси и закрылки. Борт врезался в землю на скорости 500-600 километров в час.
Во время полета самолет не было разгерметизирован, а при подходе к земле борт был управляем. При этом погода была облачной, из-за чего полет был затруднен. Предварительно, причиной стала потеря управляемости из-за чрезмерно большой отрицательной тяги. В результате погибли 67 человек — 8 членов экипажа и 59 пассажиров.
Утром 26 июня 1976 года авиакатастрофа произошла прямо над Казанью. Тогда у самолета Ан-2, который летел из столицы ТАССР в Черемшан, сразу после взлета появились проблемы — в двигателе появилась тряска, а через некоторое время он и вовсе отказал.
Пилоты попытались снизиться и развернуться, чтобы улететь обратно в аэропорт и не врезаться в дома, однако воздушное судно задело крыльями линии электропередач на скорости 135-140 километров в час. После удара о землю борт развернуло на 180 градусов, в это время самолет задел телефонные провода.
Сразу после крушения в салоне начался пожар. Самолет смогли покинуть второй пилот и пассажиры, а командир воздушного судна погиб. Борт приземлился прямо на улице Аделя Кутуя. В результате пострадали девять человек — второй пилот и пассажиры. Еще один человек не пострадал. Также на земле повалило 7 столбов и одно дерево, оборвались два провода ЛЭП.
При этом, по словам очевидцев, во время снижения самолет летел над крышами пятиэтажных домов. Благодаря этому пассажиры якобы смогли выпрыгнуть. Официального подтверждения этой версии нет.
Ночью 2 марта 1986 года рядом с Бугульмой разбился самолет Ан-24Б. Он летел из Москвы с промежуточной посадкой в Чебоксарах. Экипаж ждал в татарстанском городе сплошную облачность, сильный снегопад, дымку и видимость не более 1,5 километра.
На подходе к Бугульме экипаж отключил автопилот и начал снижаться до высоты круга – 400 метров, ее он занял в 20 километрах от аэродрома. Для сохранения скорости в какой-то момент пилоты увеличили режим двигателей до 40 градусов по УПРТ. Однако в это время сработала система автоматического флюгирования левого двигателя. Из-за этого у самолета появился разворачивающий правый момент – борт получил левый крен.
Пытаясь увеличить скорость движения самолета, пилоты направили нос вниз, но это не сработало. Тогда они перевели рабочий правый двигатель во взлетный режим, но пилоты не вывели самолет в правый крен, из-за чего наклон влево только увеличился до 50 градусов. Скорость падала еще сильнее.
В результате борт разбился в 8 километрах от торца взлетно-посадочной полосы с поступательной скоростью 320 км/ч и с вертикальной 40 м/с. От удара лайнер полночью разрушился, но пожара не было. Погибли 38 человек – четыре члена экипажа и 34 пассажира. Комиссия установила, что экипаж допустил ошибки во время пилотирования.
Через пять лет в Бугульме снова разбился Ан-24. Он летел из Нижневартовска, а на борту была вахта нефтяников. При снижении в татарстанском городе пилоты не стали сразу включать противооблединительную систему (ПОС). Только на высоте 1 100 метров включили ПОС входного направляющего аппарата и воздухозаборников, забыв про системы крыла и оперения.
При подлете к аэропорту экипаж стал готовиться к посадке. Бортмеханик должен был проверить поверхность стабилизатора, но не сделал этого, не увидев обледенение. Также диспетчер не сказал пилотам о возможном обледенении. Лайнер при посадке оказался на 45 метров выше глиссады, но диспетчер не предупредил и об этом, не дав также указаний уйти на второй круг.
В 2,6 километра от торца ВПП нарушилась разбалансировка по тангажу — из-за обледенения руль высоты все больше отклонялся. Позже самолет начало уводить вправо, а потом он вышел за допустимые пределы, продолжая снижаться. Диспетчер, увидев значительное боковое отклонение, дал-таки команду уйти на второй круг.
В это время в кабине пилотов сработала сигнализация о проходе высоты принятия решения, через пять секунд командир поручил второму пилоту уходить на второй круг. Последний потянул штурвал на себя, увеличив режим двигателей до взлетного. При этом закрылки оставались в посадочном положении. Штурвал начал самостоятельно уходить на пикирование.
В результате на скорости 260 километров в час под углом 70-80 градусов Ан-24 врезался в землю в 802 метрах после торца взлетной полосы. Борт полностью разрушился, но пожара не было. В результате погибли 37 пассажиров и 4 члена экипажа. Причинами катастрофы называли допущенные экипажем ошибки.
Вечером 17 ноября 2013 года произошла, наверное, самая резонансная авиакатастрофа за всю историю Татарстана. В аэропорту Казани разбился Boeing 737-500, который летел из Москвы. Диспетчер предупреждал о боковом уклонении от оси трассы около 4 километров. Запроса на корректировку курса от экипажа не было.
После разворота самолет оказался значительно правее курса захода. Однако после прохода ближнего маркерного маяка экипаж оценил положение борта как непосадочное и заявил об уходе на второй круг диспетчеру. Однако из-за ошибок пилотов Рустема Салихова и Виктора Гуцула самолет начал снижаться с высоты 700 метров и врезался в землю на скорости более 450 км/ч под углом около 75 градусов.
Лайнер в результате полностью разрушился, падение составило около 20 секунд. В результате погибли 50 человек, среди которых — 44 пассажира. На борту также были глава управления ФСБ по РТ Александр Антонов и сын главы республики Рустама Минниханова Ирек Минниханов.
В отчете комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) говорилось, что у пилотов не было навыков ухода на второй круг. Также у Салихова не было достаточных навыков пилотирования — его допустили к пилотированию на основании фальшивых документов. При посадке командир судна ввел самолет в сложное пространственное положение.
Следствие выяснило, что поддельные документы для Салихова подготовил заместитель гендиректора ОАО «Авиакомпания Татарстан» Валерий Портнов. Подготовкой летчика должен был заниматься шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин, но он не делал этого. Их обвинили в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта и халатности. Дело позже закрыли. Расследование катастрофы Boeing длилось шесть лет.